Сидни Поллак



Сидни Поллак был режиссером, продюсером, актером, писателем и общественным деятелем, удостоенным премии Оскар. Он работал в разных, порою неподдающихся однозначному определению жанрах: "Такими мы были", "Три дня Кондора", "Электрический всадник" и "Тутси" – это больше чем романтическая драма, политический триллер, ностальгический вестерн и комедия положений.
 
Сидни Ирвин Поллак родился 1 июля 1934 года в Лафайетте, Индиана. Там же он получил образование, окончив университет в 1952 году, а затем переехал в Нью-Йорк.
 
В 1952-1954 годах молодой Поллак учился актерскому мастерству у Сэнфорда Мейснера в The Neighborhood Playhouse School в Нью-Йорке. Отслужив два года в армии, Сидни вернулся в свою театральную школу уже в качестве преподавателя актерского мастерства.
 
Поллак начал свою актерскую карьеру на сцене, а затем стал режиссером в начале 1960-х годов. Он снялся в своем первом полном метре, дебютировав в фильме «Военная охота» (1962), где встретился и подружился с актером по имени Роберт Редфорд.
 
Военная драма повествует об отряде новобранцев, который прибывает к линии фронта в конце Корейской Войны. Это жутковатая история о новобранце и сумасшедшем разведчике, который ходит каждую ночь за линию фронта резать глотки врагу, и к мальчику-сироте, оставшемуся без родителей в результате войны. Сегодня это малобюджетное кино помнят только киноведы, а зря — прекрасная предтеча “Взвода” Стоуна, и любопытнейшая игра юных Редфорда и Поллака.
 
War Hunt — это беспроигрышная, свежая оригинальная драма. Это сильное высказывание об общем деструктивном характере войны. Это фильм о выживании и недостатке идеализма, а не героизма и мужества. Фильм стал пророческим в трактовках войны, которые будут актуальными через 25 лет в фильмах о Вьетнамское войне, таких как «Гамбургер Хилл» и «Плутон». (imdb.com)
 
Поллак и Редфорд
 
            Поллак позвал своего друга Роберта Редфорда сыграть в дуэте с Натали Вуд в драме «На слом!» 1966 года. Дебютный фильм режиссера стал великолепной экранизацией одной из лучших пьес Теннесси Уильямса, трогательной и печальной. Это удивительный фильм: мало того, что первый в карьере Поллака-режиссера, это еще и один из первых сценариев Фрэнсиса Форда Копполы.
            Роберт Редфорд исполняет роль Оуэна Лигейта, судебного чиновника, приехавшего в захолустный южный городишко, чтобы закрыть большую часть железных дорог — основной источник дохода местных жителей. Красавица Натали Вуд играет местную красавицу Альву Старр, которая живет с эгоистичной матерью и сестрой-подростком. Критики были одинаковы строги и к создателям фильма, и к актерам, пожалуй, за исключением Вуд. Но справедливости ради нужно отметить, что больше с альянсом Редфорд-Поллак подобного никогда не происходило. Комом был только первый блин. Впрочем, их последний совместный фильм “Гавана” также многих разочаровал.
 
К сожалению, Фрэнсис Форд Коппола, Фред Коу и Эдит Соммер, которые написали сценарий по одноактной пьесе мистера Уильямса, так прямолинейно переработали и усилили черты главных героев, что сделали их совершенно неправдоподобными. А режиссура Сидни Поллака и вовсе превратила их в стереотипных персонажей. (New York Times)
 
На протяжении многих лет Поллак и Редфорд работали вместе и сделали еще шесть фильмов. И этого оказалось довольно, чтобы оба имени навсегда вошли в золотые списки Голливуда.
 
Вторым совместным фильмом стал “Иеремия Джонсон” (1972). Джонсон (Редфорд) решает покинуть равнины и уйти в горы, где его подстерегает полуголодное существование и угрозы со стороны гризли и индейцев. Он стремится целиком слиться с природой, противопоставляя себя так называемому «цивилизованному человеку». Со временем он вполне осваивается среди дикой природы, недружелюбных индейцев и трапперов. «Иеремия» похож на захватывающий роман в духе Джека Лондона или Майн Рида, где есть место и комедийным эпизодам. Вестерн оказался вполне успешным и принес создателям первые серьезные прибыли.
 
Фильм не получил особенных наград, хотя и был представлен в официальной программе Каннского кинофестиваля; не заметили его и киноакадемики. Но пронзительная приключенческая история ушедшего высоко в горы охотника Иеремии Джонсона была высоко оценена любителями вестернов и навсегда попала в списки лучших образцов жанра.
 
Качество настоящей легенды пронизывает «Иеремию Джонсон» Сиднея Поллака, где Роберт Редфорд играет роль, которая выглядит очень реальной. Это очень яркий персонаж, и Редфорд играет его со сдержанностью и прямотой. (NY Times)
 
Третий фильм Редфорда-Поллака получил статус культового и надолго стал визитной карточкой творческого союза. Им стала мелодрама 1973 года “Какими мы были”, где обаяние Редфорда было дополнено харизмой и талантом Барбры Стрейзанд. Именно ей были посвящена основная волна дифирамбов, которую обрушили кинокритики на фильм.
 
Барбра играет “смешную девчонку”, обремененную нестандартной внешностью и радикальными политическими взглядами, к тому же безнадежно влюбленную в первого красавца в университете (Редфорд). Их первая встреча произошла, когда они учились в колледже. Кетти из небогатой еврейской семьи, с юности увлечена политикой и сочувствует пацифистским и коммунистическим идеалам. А Хаблл – баловень судьбы, богач и красавчик, мечтает о писательстве.
 
Их надежды в целом оправдались – он стал заниматься литературой, а Кетти нашла себя в журналистике и политике. Началась Вторая Мировая война, Хаббл ушел служить на флот, и в конце войны случайно встретил Кетти… Перипетии этих отношений длиной в двадцать лет и лежат в основе мелодрамы. История любви, приправленная горьким привкусом несчастного конца, сделала фильм абсолютным хитом.
 
Главным позитивным достижением фильма является превосходная драматическая игра Стрейзанд, а у Редфорда слишком мало работы по этому сценарию. (Variety)
 
Стрейзанд и Редфорд — звёздный дуэт, от которого не оторвать глаз. Убедительная и настоящая “химия” любви: как они смотрят друг на друга, как молчат, как плачут. Поллак был автором этого дуэта и попал в десятку: в 1974 году фильм был номинирован на несколько крупных кинопремий и удостоился «Оскара» за лучшее музыкальное сопровождение (Марвин Хэмлиш) и за лучшую оригинальную песню («The Way We Were»).
 
Четвертый фильм вышел в 1975 году и носил название “Три дня Кондора”. Это шпионский детектив из жизни агентов разведки: сотрудник секретного отдела ЦРУ в Нью-Йорке, парень по имени Джо Тэрнер (Редфорд), занимается анализом бульварно-детективной литературы, в которой выискивает «оригинальные приёмы». Тернер не является хичкоковским «не тем человеком», случайно оказавшимся в эпицентре заговора, он рядовой бюрократ разведывательного управления. Совершенно не придав значения некоторым документам, герой попадает в поле зрения киллеров, от которых его спасает случайность. Все его коллеги убиты, и ему предстоит самому разобраться в деле. Триллер получился захватывающим и понравился любителям жанра, войдя в списки классических шпионских лент вроде “Шпиона, пришедшего с холода”.
 
«Три дня Кондора» — это хорошо сделанный триллер, напряженный и вовлекающий, и так страшно, спустя лишь месяцы после Уотергейта — это слишком правдоподобно. Режиссер Сидни Поллак трижды работал с Редфордом (они сделали эпический фильм «Иеремию Джонсон» и значительно менее эпический «Какими мы были»). Он построил интересный сюжет, постепенно раскидывая сеть вокруг своего персонажа. (Chicago Sun Times)
 
            Пятой совместной картиной Сидни и Роберта стал “Электрический всадник” (1979). Это история жизни Сонни Стила (Рерфорд), бывшего чемпиона родео, который злоупотребляет алкоголем и подрабатывает зазывалой на скачках. Однажды он начинает бунт против махинаций крупных дельцов, пытаясь спасти лошадь, которую накачивают стероидами – он рискует лишиться работы. Фильм получил положительные отзывы в западной и советской прессе, но сегодняшний зритель его едва ли знает.
 
Режиссёр Сидни Поллак умеет облекать протест и антиконформизм своих героев в довольно комфортабельную и консервативную форму, которая не так уж раздражает американских зрителей. Здоровый, трезвый консерватизм Поллака и его героев почти всегда обеспечивает хороший приём картин широкой публикой, хотя порой кто-то из персонажей-бунтарей заходит слишком далеко, например, исповедуя коммунистические идеи, как журналистка из ленты «Такими мы были», или же подозревает в преступном сговоре непосредственно ЦРУ, подобно тайному агенту из фильма «Три дня Кондора». А современный экс-ковбой, который заставляет ностальгически вздохнуть о старых добрых временах Дикого Запада, кажется ещё привлекательнее, чем беглец от цивилизации в драматическом вестерне «Джеремайя Джонсон». Вот почему «Электрический всадник» занимает в творчестве Сидни Поллака такое важное место. (3500 рецензий)
 
Однако самый большой успех Поллаку принесла драма “Из Африки” 1985 года с Робертом Редфордом и Мерил Стрип. Фильм получил одиннадцать номинаций на Оскар и выиграл семь премий, в том числе два Оскара выиграл сам Поллак: лучший режиссер и лучший фильм.
 
Сценарий картины основан на автобиографической книге Карен Бликсен (псевдоним - Исак Динесен), а также на книгах Джудит Турман. Яркий романтический сюжет на фоне экзотического африканского пейзажа начала ХХ века покорил и зрителей, и критиков. Сидни Поллак вновь попал в цель с подбором актеров: роль Бликсен исполнила Мерил Стрип, ее мужа сыграл Клаус Мария Брандауэр, мужчину всей ее жизни – любимец американской публики Редфорд.
 
Мелодрама вошла в шорт-лист мировой классики лучших романтических love-story, став лучшим фильмом 1986 года по версии Американской киноакадемии,. «Из Африки» собрала внушительные кассовые сборы в прокате: при бюджете в 31 млн долларов фильм заработал почти 129 млн долларов.
 
«Из Африки» умно написано, поставлено и снято. (Chicago Sun Times)
 
            Фильм стал сенсацией своего времени, он показал и интеллигентно высмеял множество пороков и предрассудков начала XX века, которые, впрочем, бытуют и поныне. Баронесса в исполнении Стрип – воплощение феминизма, независимой позиции и человека, способного отстаивать собственное мнение вопреки стереотипам, слухам, сплетням и мизогинии. Редфорд смог показать многогранного и противоречивого персонажа в развитии – в полном соответствии с заветами Станиславского. Их взаимодействие — воплощение тонкой и чувственной взаимной симпатии. Они будто и правда созданы друг для друга. Романтично, но не вульгарно. О любви, но не приторно. Сидни Поллак показал высочайший класс и задал планку себе и другим.
 
Последний фильм, который друзья сделали вместе, вышел в 1990 году. «Гавана» — лирическая и политическая драма, в которой сыграли главные роли Роберт Редфорд, Лена Олин, Алан Аркин и Рауль Хулиа. Действие картины разворачивается в последние дни правления Батисты на Кубе.
 
Поллак – замечательный образец профессионального мастерства, это впечатляющее владение ремеслом и работы с актерами. У него сыграли свои, может быть, лучшие роли такие выдающиеся люди, как Барбра Стрейзанд или Джейн Фонда, и особенно Роберт Ретфорд. За исключением лучшего, наверное, в истории жанра вестерна «Буч Кесседи и Сандес Кид», все остальные свои роли Ретфорд сыграл именно у Поллака. Например, недооцененный фильм «Гавана». На мой взгляд, самая интересная и самая убедительная трактовка того, как произошел фиделькастровский переворот на Кубе. (Петр Вайль).
 
К сожалению, на этот раз шедевр не случился, и критики разнесли «Гавану» в пух и прах.
 
Вы ожидаете больше от таких звезд как Роберта Редфорд и Лена Олин, а также от режиссера Сиднея Поллака и бюджета в 40 миллионов долларов, чем малопонятная и дурацкая переделка «Касабланки».  (Rolling Stone).
 
От «Тутси» до «Майкла Клейтона»
 
Начиная с середины 1960-х годов Сидни Поллак, конечно же, снимал фильмы и  с другими актерами, не только с Редфордом. Один из прекрасных образцов реализма в сочетании с музыкой и танцами – фильм 1969 года “Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?” с молоденькой Джейн Фондой в главной роли. Это удивительно новаторское кино, снятое совершенно вразрез существующим шаблонам: вроде бы легкий жанр, чуть ли не мюзикл, а вопросы подняты серьезные. Сидни Поллак сделал ленту о танцевальных марафонах, которые выматывали участников буквально до смерти.
 
Сотрите натянутые улыбки с отчаявшихся лиц — танцевальные марафоны 1930-х вернулись к нам. В течение четырех недель без сна, танцуют несколько человек. В конце концов, те, кто не рухнул или не упал, выигрывают денежные призы, которые были хорошими деньгами во время депрессии. И депрессия косвенно была причиной всего этого — марафоны предлагали не только деньги победителям, но и отвлекали всех остальных. Режиссер Сидни Поллак создал бальный зал и наполнил его персонажами. Кажется, что у них нет историй, нет другой жизни; они существуют только в стенах бального зала и во время тикания официальных часов марафона. Поллак упростил вселенную, все свелось к этому глупому состязанию; но то, что он говорит нам, имеет больше общего с жизнью, чем состязаниями. (Chicago Sun Times)
 
В «Лошади» не так много смешного, потому что Поллак показал марафон с точки зрения конкурсантов. У них нет выбора – они танцуют, пока держатся на ногах. Неспешная монотонная размеренность фильма и визуальный стиль Поллака делают зрителя соучастниками события: они во время просмотра ощущали буквально физическую усталость и духовное отчаяние персонажей.
 
Финал марафона неизбежен, как сама смерть. Исполнители подобраны, как всегда у Поллака, убийственно точно: героиня Фонды несокрушима и целеустремленна, персонаж Саррацина жалок и не стоит сожалений – комедийные актеры оказались непревзойденными в трагических ролях.
 
Возможно, фильм именно об этом: персонажи - комики, оказавшиеся в трагических обстоятельствах. Они подписались на три приема пищи в сутки и соревнование за приз в размере 1500 долларов. Они могут остановиться, когда захотят. Но почему-то они не останавливаются, и когда сотни и тысячи часов усталости и тщетности начинают накапливаться, великий танцевальный марафон начинает все больше и больше напоминать саму жизнь. (Chicago Sun Times).
 
Сидни Поллак показал свое мастерство комедиографа (а также актера) в блистательной комедии “Tутси” (1982), где он поставил в центр повествования гендерные проблемы современного общества.
 
Поллак сделал это с замечательным остроумием и мудростью и создал настоящий гимн поколения. Фильм был номинирован на десять премий Академии. Сидни сумел показать драматический диапазон великого актера Дастина Хоффмана – блестящее сотрудничество режиссера и актера расширило общественное восприятие гендерных ролей.
 
Работы Поллака – грандиозные по анализу общества фильмы, препарирующие страхи буржуа, на афише единственного шедевра Поллока - «Тутси» - Дастин Хоффман в драге позирует на фоне американского флага. Поллаковские мужчины и женщины выстраивают любопытную динамику, по которой можно проследить различные американские социальные процессы второй половины XX в. — кризис маскулинности, сексуальная революция, одержимость политическими заговорами и массовая паранойя, коррупция. (Daily Culture)
 
По слухам, Поллак любил подготовку к фильмам, но иногда буквально ненавидел сам процесс съемок. Так было в случае «Тутси», когда между Хоффманом и Поллаком сложились не самые радужные отношения, были затянуты все сроки, а  бюджет превышен в несколько раз. Поллак говорил, что не задумываясь вернул бы каждый цент, который фильм заработал в прокате (177 млн долларов), «если бы ему вернули 18 месяцев жизни, потраченных на съемки».
 
В 1993 году Поллак сделал талантливую экранизацию романа Джона Гришэма “Фирма”. Молодой и честолюбивый адвокат (Том Круз) устраивается в юридическую фирму на фантастических условиях. Однако вскоре выясняет, что его боссы работают на мафию, и не может с этим смириться.
 
Многие критики отмечали, что Поллаку удалось вытащить лучшее из Круза - актера и отнесли его роль в “Фирме” к списку самых успешных и глубоких ролей. Интересно, что сам Поллак считал, что его фильмы не имеют художественной ценности. «Я не визуальный стилист», как-то сказал он о себе в интервью журналу American Cinematographer. С этим утверждением едва ли согласится многомиллионная армия поклонников; никто не спорит, что он уловил суть эпохи, исследовал американскую общественно-политическую жизнь и дал собственную трактовку выхода из многих тупиков.
 
В 2000-е настоящей страстью Сидни Поллака стало продюсирование. Его компания Mirage Enterprises добилась успеха в создании таких известных фильмов, как “Талантливый мистер Рипли” (1999), “Тихий американец” (2002) и “Холодная гора” (2003). Поллак вернулся в режиссерское кресло в 2004 году, когда снял «Переводчицу» (2005) – первый фильм, когда-либо снимавшийся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций и на Генеральной Ассамблее в Нью-Йорке.
 
Его имя всегда сопровождали легенды и разного рода дрязги. Например, более 50 лет тянулась история с документальным фильмом об Арете Франклин под названием «Удивительная легкость». Это 87-минутная документальная картина, смонтирована из материала, отснятого Поллаком в церкви района Уоттс, где Франклин записывала альбом “Amazing Grace” 1972 года (ставшего дважды платиновым, а также самым продаваемым в карьере певицы, равно как и самым продаваемым в истории госпела) в сопровождении собравшейся паствы.
 
Премьерный показ был отменен по решению окружного суда в Денвере, куда поступил иск самой Франклин. В 1972 году Поллак крупно напортачил: 38-летний режиссер, только что получивший свою первую номинацию на «Оскар» за «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?», забыл хлопушки для синхронизации звука, и снял первый в истории немой музыкальный документальный фильм. Снимая Франклин, Поллак провел в районе Уоттс два дня. Но, как он обнаружил впоследствии, без хлопушек, отстукивающих начало каждого кадра, чтобы затем синхронизировать изображение со звуком, вся его 20-часовая пленка оказалась практически бесполезной. Но спустя 43 года фильм озвучили – правда, прокатная судьба до сих пор неясна.
 
Два года спустя после смерти Поллака, работая со специалистами кинолаборатории Deluxe, которые тщательно исследовали аудио- и видеоматериал с помощью компьютеров, продюсеру Эллиоту удалось синхронизировать изображение и звук. В 2010-м состоялся первый предварительный показ и даже был смонтирован трейлер, ведь уже на следующий год Эллиот планировал выпустить «Удивительную легкость» на экраны. Но тут произошел очередной сбой: Франклин подала иск против Эллиота за использование образа без надлежащего разрешения. (Hollywood Reporter)
 
В 2000 году Сидни Поллак был удостоен премии Джона Хьюстона от Гильдии директоров Америки в качестве «Защитника прав актеров».
 
Последний раз он появился на экране в 2007 году в фильме «Майкл Клейтон», который сам продюсировал. Криминальная драма рассказывает о борьбе бывшего корпоративного юриста (Джордж Клуни) с огромной коррупционной машиной, возглавляемой богатейшими людьми.
 
В этой традиционной коллизии «человек – корпорация» антипода Клуни играет Тильда Суинтон:  бизнес-леди, выбравшую сторону Корпорации.Внешне безупречно воплощающая корпоративный стиль, абсолютно обезличенная героиня Тильды Суинтон (стиль Кондолизы Райс, взгляд Снежной королевы, слова корпоративного секретаря) на самом деле излучает страх и тягучую, потную тревогу — как следствие того «неверного» выбора, который она совершила. Защищая интересы своего босса, она теряет себя: пространство вокруг героини Суинтон сужается, заполняется агрессией животного, загнанного в угол.
 
Фильм полон реальных персонажей, которые в состоянии не просто удивить вас, но даже превзойти все ваши ожидания. (Time Magazine)
 
Следуя простой логике, фильм не мог пройти незамеченным: киноакадемия любит «серьезное игровое кино», в котором решаются «настоящие» вопросы. А Поллок, как обычно, был более чем убедителен в обнажении самых острых проблем: он лично сыграл одного из представителей Корпорации. А то, что удачно подобранный ансамбль ему в этом помог — не могло быть и толики сомнений.
 
Это идеальное упражнение на заданную тему. Я смотрел фильм дважды и во второй раз, когда я знал, что произойдет, я получил еще больше удовольствия от того, как замечательно показано происходящее. (Chicago Sun-Times)
 
Сидни Поллок умер от рака 26 мая 2008 года в своем доме в пригороде Лос-Анджелеса. В его мастерской остался еще один фильм, который он готовил про предвыборную кампанию Буша: наверняка, такой же острый и исключительно прямолинейный, как и все то, что он делал на протяжении своей 60-летней карьеры.