Ричард Кёртис



Ричард Кёртис родился в Веллингтоне, Новая Зеландия — и этот факт его биографии часто дает повод для насмешек ехидным британским кинокритикам, которые приписывают особый взгляд на вещи «выходцам из колоний».
 
И в начале карьеры сценариста и режиссера, и сейчас, когда он стал всемирно признанным комедиографом, критики позволяют себе пассажи вроде того, что «все фильмы Кёртиса наполнены отменным британскими юмором, что удивительно, если учесть, что сам он вообще-то уроженец Новой Зеландии, куда его родители переехали из Австралии».
 
Хорошо, что подобный снобизм не свойственен массовому зрителю, которому, в сущности, безразлично, кто именно создал самые английские комедии.
 
Кёртис тонко чувствует шутку. Ведь для того чтобы рассмешить, иногда достаточно просто оставаться серьезным. Сцены, написанные им, рассчитаны до каждого миллиметра, в них любой знак пунктуации имеет значение. (Билл Найи)
 
Кёртису - сценаристу мы обязаны созданием образов Бриджит Джонс и Мистера Бина, именно он сделал Хью Гранта звездой мирового масштаба, позвав в фильм «Четыре свадьбы и одни похороны». Режиссера - комедиографа Кёртиса отличают фирменные смешные шутки, классный сюжет и будто бы родные всем персонажи. И история — всегда о любви и доброте.
 
Мистер Бин
 
Изначально Кёртис трудился как сценарист телесериалов, и немало преуспел. Всего в его послужном списке сценариста 45 отменных работ — и на телевидении, и в кино. Начал он с сериала с Роэном Аткинсом «Не девятичасовые новости» (1979 – 1982), который выдержал четыре сезона, а позже, также вместе с Аткинсом, Кёртис взялся за ныне культовую «Черную гадюку», мини-сериал 1982-1983 года. «Гадюку» смотрела вся Британия и обожала тоже массово — после этого сериала Роуэн Аткинсон, ранее известный только радиослушателям, стал национальной звездой.
 
Когда Аткинсон в 1975 поступил в Оксфорд на инженерный факультет, он познакомился там с Ричардом Кёртисом, активистом студенческого театра. Именно Ричард надоумил Роуэна попробовать свои силы в комической пантомиме и не ошибся: с тех пор он стал бессменным соавтором всех скетчей пантомим и сценариев Аткинсона, и соавтором сериала “Черная гадюка”. 
 
Аткинсон и Кертис в мини-сериале «Черная гадюка» переписали историю Великобритании на свой, комедийный лад и вышло, будто все, что известно о Ричарде III и битве при Босворте — всего лишь наглая подтасовка фактов со стороны Генриха Тюдорского. Он вычеркнул из истории 13 лет правления Англией Ричарда IV. Но Роуэн Аткинсон и Ричард Кёртис восполнили историю и…немного ее улучшили.
 
Уморительный и невероятно тугой на ум Эдмунд (Аткинсон) из «Черной гадюки» стал фундаментом для создания ключевого персонажа в карьере Аткинсона — Мистера Бина.
 
Сегодня юмор начала 1980-х годов может показаться несколько клоунским и примитивным, но тогда это был настоящий прорыв. Достойные наследники “Летающего цирка Монти-Пайтона” и “Фолти Тауэрс”, Кертис и Аткинсон вывели британский комедийный сериал на уровень, который никому не удалось превзойти и сегодня.
 
Качественный и крепко сбитый мини-сериал выдержал четыре сезона и несколько римейков. Четвертый сезон “Черной гадюки” вышел в 1989 году, имели огромный успех “Рождественские песнопения Черной Гадюки” (ТВ, 1988), “Черная гадюка: Годы роялистов” (ТВ, 1988) и заключительный эпизод саги — “Черная Гадюка туда-сюда” (1999).
 
О финальной части сказано в описании так: «последний эпизод в саге о семье Блэкаддер, которая навсегда осталась в самом центре британской истории и общества».
 
Тут не обошлось без “достояния Британской империи” — блистательного тандема Стивена Фрая и Хью Лори. Это прекрасное новогоднее кино, которое можно пересматривать перед каждым Рождеством, было снято специально к Миллениуму.
 
Если не рассматривать семью и личную жизнь, то самое важное событие в моей жизни — это встреча со сценаристом Ричардом Кёртисом. Когда я поступил в Оксфордский университет в 1975 году, то увидел в местной газете объявление: все желающие принять участие в комедийном шоу должны явиться в такую-то комнату общежития к восьми вечера. Пришло около 10 человек, в их числе были я и Ричард. Там мы познакомились и вскоре начали работать вместе. Именно с Ричардом мы создали Мистера Бина и, если говорить о деле всей моей жизни — работе в театре, на телевидении, радио, — то Кертис стал главным звеном моего пути к успеху. Даже сложно выразить, насколько я благодарен ему за все то, что он сделал! Это только в молодости ты думаешь: «О да, я крут! Я всего добился сам». Но с годами понимаешь: «Боже, а если бы этого не случилось, а если бы не было той встречи?» (Роуэн Аткинсон)
 
В 1990-1995 году Кёртис совместно с Аткинсоном создал сериал “Мистер Бин”. Мистер Бин — личность выдающаяся по количеству глупейших ситуаций, в которых он оказывается, и по оригинальности методов, с помощью которых он из этих ситуаций выкручивается.
 
Идет ли он в библиотеку, сдает ли экзамены, собирается ли пообедать или прыгнуть с вышки в бассейне, заезжает ли он на автостоянку или раздевается на пляже, — редко кто сделает это так смешно и остроумно, как мистер Бин. Аткинсон и Кёртис создали социопатичного, асексуального, неуклюжего, но невероятно обаятельного и доброго героя, который стал одной из икон английского юмора.
 
А главному герою сложно не сопереживать, быть безразличным и не радоваться его локальным победам, а также постоянному ворчанию. В сущности, лирический герой Кёртиса во всех его творениях имеет эти черты — он милый и смешной, не слишком удачливый в сердечных делах. Забавно, что поначалу Роуэн Аткинсон считал, что этот его новый персонаж помешает ему наладить личную жизнь. Однако произошло совершенно наоборот — со своей будущей женой он познакомился именно на съемках сериала. Сегодня этого парня знает весь мир, и «Мистер Бин» — лекарство от меланхолии и депрессии для миллионов зрителей.
 
После выхода на экраны «Мистера Бина» мир захлестнула волна биномании. В образе своего знаменитейшего персонажа актер неоднократно появлялся в многочисленных шоу и телевизионных проектах, радуя зрителей своими красочными выступлениями. Роуэн стал самым высокооплачиваемым британским комиком, и был готов завидовать самому себе («мистер Аткинсон — весьма скучный субъект и никому не нужен, зато мистер Бин интересен и нужен всем»). Кёртис и Аткинсон создали нового Чарли Чаплина, открыв совершенно новые горизонты комедиографии для себя и всего мирового кино.
           
Четыре свадьбы и одни похороны
 
Романтическая комедия режиссера Майка Ньюэлла, которую он снял в 1994 году по сценарию Кёртиса, пользовалась огромным успехом во всём мире, превзойдя более чем в сорок раз свой бюджет.
 
Эта вроде бы простая и незатейливая история стала самой доходной в прокате США среди британских лент 1990-х. Трогательная, наивная и добрая история покорила сердца зрителей по всему миру. Интересно, что бюджет фильма был настолько маленьким (чуть более 4 млн долларов США), что знаменитый эпизод шотландской свадьбы снимали не в Шотландии, а люди, задействованы в качестве массовки, были одеты в свои собственные костюмы.
 
В лёгкой, подчас фарсовой манере ленты «Четыре свадьбы и одни похороны» можно почувствовать не только отголоски многих работ (особенно «Свадьбы») Роберта Олтмена, как бы европейца в родной Америке, но и целого ряда французских водевилей и комических пьес. Не случайно именно во Франции картина Ньюэлла стала лидером сезона и получила «Сезар», умудрившись обыграть в творческом споре не только олтменовский «Короткий монтаж», но даже… «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино и «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. (3500 рецензий).
 
Сложно и витиевато приноравливаются друг к другу англичанин Чарльз (Хью Грант) и американка Кэрри (Энди Макдауэлл). Чарльз, 32-летний интеллектуал, очень напрягается каждый раз, когда на горизонте вырисовывается перспектива женитьбы. Однажды, на очередной свадебной церемонии своего друга, он знакомится с очаровательной американкой Кэрри, и тут его оборонительная стратегия дает роковую трещину. Они оба совершенно беспечно относятся к священному институту брака, регулярно посещая свадебные церемонии своих родственников, друзей и знакомых.
 
История рассказана “весело, непринуждённо, со смешными деталями и лукавыми наблюдениями”. Случаются и грустные эпизоды, прежде всего, это похороны одного из самых жизнерадостных персонажей — внезапно умирает один из друзей Чарльза, которому его оставшийся в одиночестве любовник посвящает прочувствованную речь, цитируя стихотворение «Похоронный блюз» Одена. 
 
По сюжету зритель следит за приключениями группы друзей, каждый из которых находится в поисках идеальной любви. И если бы не фирменный британский юмор Кёртиса, поиски эти были бы невыносимо приторными.
 
«Четыре свадьбы» — первый из фильмов по сценариям Кёртиса с участием Хью Гранта, которому часто пеняют на то, что он везде играет одно и тоже, и его лирический герой кочует из фильма в фильм неизменным.
 
Возможно, подобные упреки небезосновательны, но даже самым строгим критикам придется признать: в мелодраме «Четыре свадьбы и одни похороны» Хью Грант безупречен. Жеманный мямля, скромный до дурноты, безусловно вызывает сочувствие и сострадание. Его тайное оружие — самоирония и особый шарм.
 
Восхитительная и лукавая, это комедия о людях, которые, кажется, только и делают, что посещают свадьбы, без сомнения, у них есть какая-то повседневная жизнь, но фильм нам об этом не расскажет. За весь фильм нам даже не намекнули, чем зарабатывает на жизнь герой Хью Гранта. Конечно, фильм британский, а в Великобритании считается дурным тоном, спрашивать людей, чем они занимаются, поэтому, возможно, фильм просто не этого не знает (Chicago Sun Times).
 
Нацелившись главным образом на женскую аудиторию, Кёртис показал мужчин неуверенными, трусоватыми созданиями, глаза которых неизменно округляются при одном лишь упоминании об алтаре. Им повезет, если там они встретят не только свою невесту, но и священника в исполнении Мистера Бина (Роуэна Аткинсон отметился и в этом фильме своего друга).
 
Во время съемок Хью Грант считал, что фильм с треском провалится в прокате. Но он ошибся: на начало 1999 года фильм «Четыре свадьбы и одни похороны» был самым кассовым в истории британского кино: мировые сборы составили $260 млн. долларов. Возможно, авторы угадали, каких именно переживаний не хватает прагматикам конца ХХ века, точно попав в цель со своей романтической и смешной историей. Кертис и Грант получили признание, славу и гонорары, а их фильм — две номинации на премию «Оскар» и другие награды.
 
Love is all around
 
В ромкоме 1999 года режиссера Роджера Мичелла «Ноттинг Хил» Ричард Кёртис выступил сценаристом и одним из продюсеров.
 
Роджер Мичелл и Кёртис с самого начала рассматривали только Хью Гранта и Джулию Робертс в качестве исполнителей на главные роли в этой истории скромного владельца книжного магазина в Ноттинг-Хилл (один из районов Лондона), жизнь которого резко меняется после того, как однажды кинозвезда заходит в его магазинчик, чтобы купить путеводитель.
 
Авторы фильма с едким сарказмом показали британскую “желтую” прессу, пройдясь по всем аспектам нечистоплотной работы папарацци. Спонсор фильма — дамский журнал Marie Clair, что определило и целевую аудиторию и тональность киноленты. Это сказка для женщин, мечтающих о прекрасном принце и не сомневающиеся в счастливом исходе судьбы Золушки. Приторно романтический сюжет до определенной степени спасают “соленые” шутки и личная харизма исполнителей главных ролей, но, безусловно, фильм на ступеньку ниже “Четырех свадеб”.
 
Превратности судьбы публичной персоны, вынужденной прятаться от папарацци и скрывать ото всех свои истинные чувства, до определенной степени выглядят шаблонными. Фраза героини Робертс «засыпая с мечтой, никто не хочет просыпаться с реальной женщиной», может считаться лозунгом фильма.
 
Домик в Ноттинг-Хилл, где развивается история любви главных героев, стал местом паломничества фанатов фильма. На следующий год после выпуска картины домик был продан прежними владельцами, а новую входную дверь (старая голубая, которую запомнили фанаты, была продана на аукционе «Кристи») перекрасили в черный цвет, чтобы никто не мог её узнать. Однако кто-то все-таки написал краской рядом на стене: «Это дверь в Голливуд».
 
Одной из сложнейших задач у создателей фильма было получение разрешений на проведение съёмок в различных местах Ноттинг-Хилла, для чего были разосланы вежливые письма тысячам местных жителей. Каждому из них было обещано, что по их выбору киностудия пожертвует определённую денежную сумму на благотворительность, и в результате деньги получили более двухсот различных благотворительных организаций и обществ.
 
Несмотря на противоречивые отзывы в прессе, фильм сделал прекрасные кассовые сборы и выиграл приз зрительских симпатий Британской академии в 2000 году, а также был номинирован на “Золотой глобус” сразу в трех номинациях: лучший фильм, лучшая мужская роль (Хью Грант) и лучшая женская роль (Джулия Робертс).
 
В 2001 году Кёртис участвовал в создании сценария экранизации знаменитой книги Хелен Филдинг “Дневник Бриджит Джонс”. В 2004 году он также был одним из авторов продолжения мирового бестселлера “Бриджит Джонс: грани разумного”. Экранизация первой части дневника окупилась более чем в 11 раз в прокате, и стал абсолютным хитом. И хотя целевая аудитория тут та же, что и в “Ноттинг Хилле”, воплощение мечты 35-летней Золушки о принце несколько иное.
 
В то время как зрители страстно желали увидеть Хью Гранта, ему досталась роль Дэниэла Кливера — прямо противоположная его привычному амплуа — при всей его слащавой красоте и убийственном обаянии он прекрасно воплотил образ милого мерзавца. Кстати, автор истории и одна из сценаристов фильма, Хелен Филдинг, как-то охарактеризовала Гранта в реальной жизни больше похожим именно на Дэниэла Кливера, нежели на большинство его положительных и романтических персонажей.
 
В угоду зрителю, у фильма было несколько различных окончаний, в зависимости от страны проката. В версии для Великобритании и Австралии после титров есть небольшое дополнение — «интервью» о Бриджет и Марке с Дэниэлом Кливером, родителями Марка и начальником Бриджет. В американской версии — небольшое домашнее видео, на котором маленькие Бриджет и Марк бегают по двору и около детского бассейна.
 
Кинокритик Роман Волобуев называет Кёртиса “главным на планете пропагандистом и экспортером образа cool Britania”, который у себя дома всегда подвергается насмешкам как “бессовестный лакировщик действительности”. Соотечественники говорят, что выдумать такую марципановую Англию мог только выходец из колоний, а как мы уже отмечали, Кёртис действительно родился в Новой Зеландии, а детство провел в Африке и Европе.   
 
В 2003 году Ричард Кёртис снял «Реальную любовь» (Love Actually) — эта рождественская комедия стала его режиссёрским дебютом.
 
Неизвестно, шутил он или говорил всерьез, но как-то Кёртис сказал журналистам, что так как на съёмки каждого романтического фильма у него уходит по 3-4 года, то ему не хватит всей жизни, чтобы реализовать все свои идеи, и вот поэтому он решил соединить сразу несколько фильмов в один и написал сценарий и снял «Реальную любовь», где рассказано сразу десять параллельно развивающихся историй — и все о любви.
 
В съёмках фильма участвовало множество знаменитых актёров, таких как Хью Грант, Кира Найтли, Алан Рикман, Эмма Томпсон, Лора Линни, Колин Фёрт, Лиам Нисон, а также талантливый молодой актёр — Томас Сангстер.
 
…край вечного сочельника Кертиса, населенный не нуждающимися в деньгах лодырями и девицами с очаровательно неустроенной личной жизнью, был настолько точным отражением чаяний новых лейбористов, что в какой-то момент стало окончательно непонятно — Кертис работает придворным пропагандистом у команды Тони Блэра или все-таки Блэр с командой сбежали в реальный мир из кертисовских сценариев. Сходство было так очевидно, что настоящий британский премьер считал необходимым совершенно всерьез объясняться по поводу знаменитой сцены в «Реальной любви», где его экранный двойник не поделил с президентом США секретаршу …Кертис, возможно, и не слепец, но все-таки клинический оптимист (Афиша).
 
Умелая сатира в сочетании с искренней романтикой нашли путь к сердцам публики. Фильм ждал бешеный успех в прокате: при бюджете в 40 млн долларов общие кассовые сборы составили более 246 млн долларов.
 
«Реальная любовь» — это жемчужина в море романтической комедии. (Chicago Sun Times)
 
Тандем с Биллом Найи
 
Известный британский актер Билл Найи не раз говорил, что считает своей самой удачной и безусловно лучшей роль в телефильме 2005 года «Девушка из кафе» (режиссер Дэвид Йейтс, сценарий Ричарда Кёртиса). Это по-своему весьма удивительный факт, ведь «Девушка из кафе» — скромный телевизионный фильм со смешным бюджетом, снятый HBO и показанной впервые на канале BBC1.
 
Для Йэтса эта работа стала последней мелодрамой, после он перешел исключительно на блокбастеры типа «Гарри Поттера и орден Феникса», хотя Ричард Кёртис здесь на своем месте.
 
Фильм стал настоящим бенефисом Найи. Он сыграл главную роль одинокого чиновника-трудоголика Лоуренса. Сложный образ воплощен актером мастерски, годы театральной практики тут нельзя не заметить: особый блуждающий взгляд неуверенного человека, нелепые и резкие жесты, запоминающаяся пластика. Чиновник мечтал стать рок-звездой, но вынужден отдавать долг государственной службе. В паре с ним играет Келли Макдоналд, девушку «из кафе», милую простушку, которая наивностью ломает ход вещей. Этот дуэт был отмечен «Золотым глобусом».
 
Кёртис — самый потрясающий человек из всех моих знакомых. Он блестяще пишет не только комедии, но и серьёзные вещи. К примеру, он написал сценарий к драме «Девушка из кафе», её снял Дэвид Йейтс. Так вот, роль, которую я сыграл там, пожалуй, моя самая любимая. Я обычно никогда не делаю подобных рекомендаций, но вот честно прошу – посмотрите «Девушку из кафе». Моя лучшая работа. (Билл Найи)
 
Следующий фильм Ричарда Кёртиса, комедия «Рок-волна» 2009 года, тоже не обошелся без Билла Найи. Время действия — «свингующие шестидесятые», при этом Великобритания до середины 1960-х сохраняла запрет на остро-модную рок-музыку. Супер-популярных Beatles, Rolling Stones и Kinks можно было послушать только на волнах пиратских радиостанций. Квентин (Билл Найи) — босс такой пиратской радиостанции, вещающей с корабля, который стоит на рейде в водах Северного моря, и передает на территории Англии запрещенную рок-музыку.
 
Это фильм-праздник. Правдивая история о диджеях британского пиратского радио, которое вещало с корабля в Северном море в шестидесятых. Они давали в эфир музыку, много музыки! В то время как официальное радио было очень в этом ограниченно и уныло. (DVD-Review).
 
В 2013 году вышел третий фильм Кёртиса с Биллом Найи: «Бойфренд из будущего».
 
На этот раз Найи довелось играть притворно сурового отца молодого парня, который стремится завоевать девушку своей мечты. Кёртис признался, что на создание «Бойфренда» его натолкнул разговор с Найи.
 
Мы обсуждали, каким бы мог быть наш идеальный последний день на этом свете. Как бы мы его провели? И оба пришли к выводу, что не стали бы его тратить на свидание с Кейт Мосс или получение «Оскара». Этот день должен быть совершенно обычным. Мы бы приготовили завтрак детям и отправили их в школу. Потом пообедали друг с другом, а ужин разделили бы с любимыми. Когда мы с другом думали об этом, осознали, что именно эти вещи в жизни делают нас счастливыми. В такие моменты нам наиболее комфортно. Тогда я и понял, что очень хочу снять фильм именно о том, что наше счастье прямо под нашим носом. Поэтому я и решил показать, что если человеку дать выбор, если в его силах будет изменить свою жизнь и получить все то, чего у него никогда не было, то он в конечном итоге, может, и не захочет ничего менять.
 
Критики не оценили эту картину Кертиса. Они сочли не самым изящным то, что “на шестом десятке Кертиса потянуло на чудеса” и на фэнтези, и для своих персонажей он придумал банальную семейную машину времени. 
 
Кёртис впадает в морализаторство как в маразм — глубоко и неизящно, почему-то считая, что разъяснения о ценности жизни самой по себе вполне душеполезно растягивать на два часа, выводя за пределы поля единственно верную установку на любовную линию. (Интерфакс)
 
После такого холодного приема Ричард Кёртис сообщил прессе, что «Бойфренд из будущего», в котором он, как и в «Реальной любви», выступил не только сценаристом, но и режиссером, стал последней полнометражной картиной как режиссера.
 
Собственно, фильм рассказывает о том, что надо попытаться получать удовольствие от каждого прожитого дня. А если ты делаешь кино, считай, три месяца из твоей жизни — коту под хвост. Я часто задумываюсь в последнее время: допустим, я хочу провести 20 дней со своим другом Биллом Найи. Где это лучше сделать: на каком-нибудь курорте в Саффолке или на съемочной площадке? Ну вот я и решил не ставить себя в ситуацию, когда приходится выбирать. Правда, теперь вопрос в другом: как бы уломать Билла Найи завязать с актерством и отправиться со мной исследовать пляжи Ипсвича? 
 
Однако если с режиссурой и покончено, то сценарии Кёртис обещает по-прежнему писать. Он уверен — это ему никогда не надоест. Также он мечтает проводить больше времени с семьей, с детьми, показать им мир, поездить с ними в те страны, в которых он жил, пройтись по местам боевой славы.
 
Число ненавистников Кёртиса немногим меньше числа его фанатов — и надо признать, этих людей можно понять: чувствительность британца часто граничит со слащавостью, а приукрашенная реальность его фильмов имеет мало отношения к жизненной и чувственной правде. (Interview)