Гай Ричи



Гай Ричи родился в Хетфилде, Хартфордшир, Великобритания в 1968 году в семье вполне благополучной. Легко можно было бы предположить, что любовь Ричи к уличным боям и знание лондонского криминального мира есть результат трудного детства. Вроде бы он даже культивирует свой образ парнишки из плохого района, однако в реальности всё не совсем так. Отец Гая — успешный исполнительный директор рекламного агентства. Большую часть своей юности, после того как его родители развелись, Ричи провел в классическом поместье XIIV века у своего отчима, сэра Майкла Литона. Образование “трудный подросток” получил тоже вовсе не в подворотнях Ист-Энда, как можно было бы подумать.
 
Жизнь ребенка изменилась навсегда после просмотра фильма «Бутч Кэссиди и Санденс Кид», тогда Ричи решил, что больше всего на свете он хочет делать кино. При этом Гай никогда не посещал киношколу.
 
Работы выпускников киношкол обычно скучные и несмотрибельные...
 
В 15 лет он бросил школу, и в 1995 году получил свою первую работу курьера, тем самым начав свою карьеру в кино. Гай быстро продвигается и к концу 1995 года уже снимает музыкальные промо для рок-групп и рекламные ролики для телевидения. Немного подзаработав на этом, он вкладывает все свои средства в сценарий и съемки фильма «Тяжелый случай» (The Hard Case, 1995), 20-минутную короткометражку, которую можно считать приквелом его первой взрослой работы в кино.
 
Труди Стайлер, жена Стинга, оценила «Тяжелый случай» и решила инвестировать средства в следующий проект, которым стал «Карты деньги два ствола».
 
Гоп-стоп и пара дымящихся ружей
 
Четыре балбеса — закадычные друзья Эдди (Ник Моран), Том (Джейсон Флеминг), Бэкон (Джейсон Стэтхэм) и Мыло (Декстер Флетчер), — решают подзаработать на покере. Ясное дело, проигрывают и оказываются должны кучу денег порнокоролю Харри (Мориарти). Эдди можно считать центральным персонажем, если у этой истории вообще есть какой-то центр. Его отец (Стинг) владеет баром и не особенно склонен защищать сына. Ребята придумывают свой выход из вроде бы безвыходной ситуации. Дальнейшее повествование легко укладывается в несложную фабулу «вор у вора дубинку украл» — большой куш начинает круговорот в лондонских криминальных джунглях. 
 
Сценарий может показаться скуповатым при пересказе, однако, при просмотре сюжет примитивным вовсе не покажется. Стремительное развитие истории, клиповый монтаж, уморительно смешные гэги плюс первоклассный саундтрек, немного духа «На игле», который случился незадолго до «Карт», — вот чудо-рецепт успеха дебютной работы Гая Ричи.
 
И не стоит забывать о бонусе в виде Стинга. Интересно, что  женщины в этой истории крайне немногочисленны: это пожилая крупье, топлесс танцовщица и нечто, похожее на груду подушек. В съемках участвовали несколько реальных бывших зеков и – вишенкой на торте — английская футбольная звезда Винни Джонс. Посвящен фильм МакЛину (McLean), знаменитому борцу в супертяжелом весе, который умер в самом начале своей актерской карьеры.
 
Дерзкий и кипучий первый фильм Ричи «Карты, деньги, два ствола» предельно ясно дает понять, что автор отточил свой стиль на производстве музыкальных видеоклипов и рекламных роликов. Кажется, фильму это не повредило. Ричи оказался достаточно умелым, чтобы сделать прекрасную историю о четырех группах Ист-Эндских мошенников, которые пытаются перехитрить друг друга. Как бы случайные сдвиги скорости перемотки пленки вкупе с галереей истинных негодяев поражают воображение, держат зрительское внимание, даже если на то нет реальных причин. Типичные трюки рекламщиков также отвлекают внимание от того факта, что эта история вообще-то не имеет никакого ядра повествования (NY Times)
 
Фильм получил статус R — «зрителям до 17 лет требуется сопровождение родителей или взрослого опекуна». Видимо, из-за чрезвычайно смертельных перестрелок и сцен насилия, которые кажутся скорее смешными чем страшными. Так что тут был бы более уместен статус “только для людей с чувством юмора”. При явных отсылках к «Обычным подозреваемым» и «Бешеным псам», в дебютной работе Ричи смог создать собственную визуальную эстетику и, если не новый жанр, то уж свой, безошибочно узнаваемый стиль.
 
Проверенный временем, один из самых захватывающих и остроумных, этот мощный дебют пока не удалось переплюнуть никому. Возможно, даже самому Ричи.
 
Нуарный, дико классный, жесткий и аморальный кайф. Сюжет одновременно и тонко рассчитанный и экспромтный, умный, игривый, насмешливый - как и само его название. “Карты, деньги” стал огромным хитом в родной Великобритании. Дерзкий тон, взятый Ричи, кажется настолько клевым, насколько это вообще возможно (Los Angeles Times)
 
Это настоящий заряд динамита от британского сценариста и режиссера Гая Ричи. Даже когда произношение героев также не подлежит расшифровке как и сюжет, Ричи удерживает градус кипения событий и уровень юмора на высоте (Rolling Stone)
 
Примечательно, что после завершения картины, десяток британских дистрибьюторов отвергли фильм. В конечном итоге он был выпущен в Великобритании в 1998 году и в США в 1999 году. Дебют сразу же сделал Ричи самым обсуждаемым британским режиссером и поставил его в один ряд с корифеями жанра Квентином Тарантино и Джоном Ву. Кроме того, дал старт карьерам таких звезд, как Джейсон Стэтхэм, Джейсон Флеминг и Винни Джонс.
 
Большой куш
 
За блестящим дебютом последовал “Большой куш”. В общем, это те же «Карты-деньги», но еще и с Брэдом Питтом, который является большим поклонником «Карт-денег».
 
Встретившись с Гаем, он попросил его о роли в следующей картине. Питт получил роль Микки-цыгана после того, как выяснилось, что он не может достоверно сымитировать лондонский акцент. После выхода «Карт-денег» критики пеняли Ричи на то, что из-за сильнейшего лондонского акцента сложно разобрать, о чём говорят персонажи. В «Большом куше» Ричи нарочно сделал речь Микки крайне неразборчивой, подшутив над всеми: речь Микки загадка и для других героев фильма, и для зрителей, и для критиков.
 
На этот раз это уже фильм с бoльшим бюджетом и целым созвездием знакомых лиц, кроме уже названного Брэда Питта, это Деннис Фарина, Бенисио Дель Торо (наряду с актерами из “Карт-денег” — Стэтхэмом, Джонсом и Флемингом).
 
Недобросовестные организаторы уличных боев, зверские букмекеры, русский гангстер – совершеннейшее животное, черные грабители-любители, хитрые цыгане и прожженные еврейские ювелиры – в круговороте борьбы за украденный бесценный бриллиант. В новой картине стиль Ричи уже отточен до виртуозности, шутки сразу стали крылатыми, а саундтрек — выше всяких похвал. Все составляющие формулы феноменального дебюта присутствуют. Но результат отличается.
 
О дебюте Ричи можно было смело сказать: во времена, когда большинство кинолент делалось по голливудским шаблонам, его “Карты-деньги” стали чем-то новым и свежим.  Но что сказать о Snatch, его втором фильме, сделанном полностью по шаблону первого?
 
Получилось что-то вроде новой аранжировки прежней песни. Гай Ричи по-прежнему как рыба в воде — в криминальных лабиринтах Лондона, правда больше напоминающих о Дике Трейси, чем о настоящем британском преступном мире. Персонажи снова носят индейские клички (Фрэнки Четыре пальца, Тони Зуб-из-пули, Борис Лезвие, Джек Всевидящее Око). Сюжет опять усложняется до степени, которая кажется извращенной.
 
В первую шайку входят друзья и деловые партнеры Турецкий (Джейсон Стэтхэм, который также озвучивает голос рассказчика за кадром) и Томми (Стивен Грэм), которые объединяются с Микки (Брэд Питт), ирландским цыганом и уличным боксером. Турецкий и Томми должны обеспечить поражение Микки в матче со ставленником безумного мафиозо по кличке Кирпич (Алан Форд). Вторая шайка – русский гангстер - псих Борис Лезвие (Sherbedgia), который просит еврейского гангстера Фрэнки Четыре пальца (Бенисио Дель Торо) сделать за него ставку на бой. Между тем, Ави (Деннис Фарина), недавно прибыл в Лондон из Нью-Йорка, нанимает Тони (Винни Джонс), чтобы найти Фрэнки, который должен был привезти для него огромный украденный алмаз.
 
Практически все идиотские ситуации, в которые попадают персонажи, основаны на реальных событиях: Ричи вдохновили факты из документальных телепередач о самых нелепых преступлениях.
 
По сборам “Большой куш” вполне успешен, при бюджете в 10 миллионов долларов он собрал более 83 по всему миру. Кинокритики и публика полюбили новый фильм, хотя и с известными оговорками.
 
Хотя шутки не такие уморительно смешные, как в "Карты, деньги," сценарист и режиссер Ричи вновь демонстрирует весьма приятное сочетание писательского таланта и дара визуального рассказчика; язык его истории подлинный, пугающе жесткий, обожаемый английским рабочим классом. (New York Post)
 
Даже если это не легче воздуха, как предшествующий фильм, “Большой куш” остается смертельно прекрасным времяпрепровождением. (Los Angeles Times)
 
В конце 2000 года Гай Ричи женится на Мадонне и на долгие девять лет его личная и профессиональная жизнь становятся «сложными». Ричи немедленно приступает к совместным проектам со своей знаменитой женой. В числе прочего были сделанная для BMW короткометражка «Звезда» (2001) с Клайвом Оуэном в роли второго плана, и спорное видео "What It Feels Like for a Girl," которое попало под запрет из-за своей жестокости.
 
В 2002 году пара поработала над римейком фильма 1974 года Лины Вертмюллер «Унесенные» (Swept Away); это был полный и безоговорочный провал. Римейк взял аж пять анти-премий «Золотая малина»  — худший фильм года, худшая актриса, режиссура и т.д.
 
Объект насмешек: “Унесенные”
 
Сценарий и режиссура римейка – Гая Ричи, вдохновленного оригиналом 1974 года. Милая виньетка: Адриано Джанини играет ту же роль, которую исполнял его отец, Джанкарло Джанини, в оригинале 1974 года. На ехидный вопрос журналиста, зачем и почему Риччи решил занять свою супругу Мадонну в главной роли, Гай не раздумывая отвечает: “Потому что Мэдди недорого берет и на тот момент была абсолютно ничем не занята”.
 
Одни зрители ждали зрелищного нового воплощения кинокартины 1974 года; другие интересовались, может ли Риччи делать что-то кроме гангстерских комедий; а третьи, будучи горячими поклонниками Мадонны, были готовы рукоплескать почти любой ее роли. Жестоко разочаровались все: сырой и открыточно - аляповатый фильм только ленивый не обругал, причем по обе стороны океана.
 
Ругали с упоением, смакуя вопрос – ну как же так, ведь по отдельности ребята страшно талантливы, и Гай, и Мэдди. Так отчего же их союз, тем паче подкрепленный брачными узами, оказался столь бесталанным? Неужели из  Мадонны не смог сделать актрису даже сам Гай Риччи?
 
На своих концертах, и в музыкальных клипах и в звукозаписях Мадонна часто завораживает как исполнитель, но это еще не делает ее актрисой. Принять выразительную позу – это далеко от воплощение сценического образа, выразительно поднять бровь – еще не драматическое искусство. Исполнение роли требует эмоционального контроля, и вот с этим у Мадонны, кажется, есть проблемы. При всем уважении к Гаю – ни единой положительной рецензии на эту его работу не поступило. Самая краткая звучит примерно так: «Это очень плохое кино».
 
Лучшие киноработы Мадонны – “В отчаянных поисках Сьюзен” и “Эвита” — были, по существу, частью ее тщательно разработанного образа поп-иконы.  "Swept Away" мог бы стать историей о том, как с Эмбер облетала искусственность, как открывались ее эмоции, утрачивая налет высокомерия и презрительности. Но там нет ни единого истинного чувства, нет ни комедийности, ни эротизма. Мадонна и г-н Джанини, несмотря на свои тренированные и ладные тела, не в состоянии создать хоть какое-то физическое или эмоциональное тепло. Их диалоги натужны, их объятия механические.  Во время просмотра ловишь себя на мысли: лучше бы пошли к Тому Хэнксу и обменяли свой рецепт осьминога на пару уроков актерского мастерства. (The New York Times)
 
Рокенрольщик
 
Сплетни просто неизбежны, если говоришь о Гае Ричи. Весь мир следил за развитием его романа с взбалмошной Мадонной Луизой Чикконе, и весь мир переживает за его новый брак.
 
Поп-певица Мадонна и Гай Ричи сочетались узами брака в 2000 году в шотландском замке Скибо. В 2008 году пара объявила о своем расставании, а в 2009 году супруги развелись.
 
Годы их брака не назовешь удачными: Мадонна говорила, что чувствовала себя пленницей. Почти десятилетие в роли мужа Мадонны не было особенно звездным и для Ричи-режиссера. На эти годы приходится тяжелый период в его карьере – фильмы проваливались в прокате, получали антипризы и жуткую критику.
 
Женившись на Мадонне, я шагнул в мыльную оперу и жил в ней достаточно длительное время. Я, наверное, был бы еще более красноречивым, если бы брак с Мадонной продлился дольше… Опыт брака с Мэдди в конечном итоге был очень позитивным. Я люблю наших детей…
 
Бракоразводная эпопея «Мадонна против Ричи» завершилась в 2009 году: суд Лондона официально утвердил развод в ускоренном порядке.
 
В 2008 году, уже расставшись, но еще не разведясь с Мадонной, Гай делает отчаянную попытку вернуться в мир успешного кино. Он снимает «Рокенрольщика» (RocknRolla), который получает в целом благосклонную критику и выводит в люди восходящих звезд Джерарда Батлера и Тома Харди.
 
По степени оригинальности среди прочих криминальных комедий это, безусловно, особенный фильм, но по повторяемости самого себя – это именно третья попытка обыграть удачный шаблон. Та же формула, что и в «Картах» и в «Большом куше», те же приемы, похожий сценарий.
 
Здесь есть все: гениально непристойное кружево языка, двойные сюжетные кульбиты, которые оказываются тройными, хвастливые самовлюбленные персонажи. Вам понравится “Рокнрольщик”! (The Hollywood Reporter)
 
Ленни Коул, босс лондонской мафии, получает доход от всех локальных сделок с недвижимостью. Когда богатый девелопер русской недвижимости по имени Юрий Омовис (Роден) обращается к Ленни за помощью, тот готов помочь, за очень большую плату, конечно. Юрий соглашается платить, и он настаивает на том, чтобы Ленни взял в залог его "счастливую" картину. Дальше, как обычно у Ричи, закручивается прекрасный водоворот «вор у вора» в погоне за деньгами и картиной. Незатейливо, но закручено лихо, и с первого раза ничего не понятно. Шутки, однако ж, по-прежнему остроумные, а впечатление как от вполне качественного кино. Голливудские критики, конечно, в восторге, британские сдержанно ругают. Финансово этот проект едва окупился: при 18-миллионном бюджете по всему миру он собрал чуть более 25.
 
Как обычно, слишком большое количество персонажей у Ричи компенсируется сильнейшим актерским составом. Мы не утратили веру в Ричи - "Карты, деньги" по-прежнему один из наших любимых фильмов. Его следующий фильм - Шерлок Холмс, который, надеемся, заставит его выйти из зоны комфорта и снять кино, достойное собственного дебюта. Но мы не слишком оптимистичны. (Huffington Post)
 
Шерлок: от них не скроешься
 
Ставки крайне высоки: «Шерлок» — самый последний шанс блестящего дебютанта. Завышенные ожидания и прошлые разочарования сделали публику и критиков весьма нетерпеливыми. Да и о Шерлоке уже столько всего снято, попробуй-ка сказать что-то новое. Однако Ричи делает совершенно оригинальную историю, созданную только по мотивам произведений сэра Конан Дойля о Шерлоке Холмсе — основной сценарий написан с нуля. И не Гаем Ричи, что интересно.
 
Ни единого «элементарно, Ватсон!» тут нет. Как только Ричи был утвержден режиссером, он тут же установил правило: ни этой фразы, ни шляпы Шерлока – двух главных клише – не будет. Зато табачная трубка и скрипка были амнистрованы.
 
Хотя сюжет не основан ни на одном из произведений сэра Конан Дойля, фильм пестрит цитатами из них и для знатока “Шерлока” не составит труда сложить этот паззл.
 
Холмс неоднократно повторяет собственные реплики из разных произведений: «Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне проблему!» (это из “Знака четырех”), «Игра началась!» (цитата из “Убийства в Эбби-Грейдж”, в свою очередь заимствованная из “Генриха V” Шекспира), «Преступление — вещь повседневная, логика — редкая» (из “Медных буков”) и так далее.
 
Кстати, бульдог Ватсона единственный раз упоминается в повести «Этюд в багровых тонах», где Ватсон говорит «у меня есть щенок -бульдог»; а вот кличка пса Глэдстоун заимствована из радиопьесы «Новые приключения Шерлока». Можно смело сказать, что есть многочисленные дополнительные бонусы для ценителей и фанатов Холмса.
 
Узнаваемая рука Ричи-режиссера видна с первых кадров: клиповый монтаж, замирающая камера, захватывающий калейдоскоп ярких картинок. Однако все то, что обычно ставили Гаю в вину, здесь отсутствует, возможно, именно в силу того, что сценарий-то писан совершенно иными. Нет ни нагромождения лишних запутанных сюжетных линий, ни толпы персонажей с непроходимым кокни-акцентом, ни привычной фабулы о бесконечных жуликах всех мастей. Зато есть  обычно отсутствующая у Ричи роковая красотка — Ирэн Адлер (МакАдамс), яркие костюмированные сцены и добрая доля мистики — главный злодей фильма, лорд Блэквуд (Стронг), частично списанный с легендарного оккультиста Алистера Кроули.
 
Возможно, Гай Ричи и худший в мире сценарист, но по правде говоря, он не самый паршивый режиссер. Он плох только для тех, кто любит настоящее кино. (SF Chronicle)
 
Хотя есть вещи, от которых Ричи отказаться просто не в силах: жестокие кулачные бои, цыгане, шуточки на грани фола и актеры — лучшие из возможных. Во время кастинга на роль доктора Ватсона, к примеру, рассмотрели свыше двадцати кандидатур, среди которых — Джон Кьюсак, Джерард Батлер, Крис Пайн и другие. Какое-то время считалось, что эта роль уже практически в кармане у Коллина Фарелла, однако позже режиссер отдал ее Джуду Лоу.
 
Роль Шерлока с самого начала предназначалась Роберту Дауни–младшему. Он даже принимал участие в создании гардероба сыщика и сам выбрал шляпу и трубку в лондонском магазине «Lock & Co». Съемки проходили в окрестностях Лондона и Манчестера, где сохранилось много живописных складских помещений XIX века. Интерьер дома 221Б по Бейкер-стрит собрали из реквизита, который использовался для обустройства жилища Сириуса Блэка в фильме «Гарри Поттер и Орден Феникса».
 
Попытка слепить образ Шерлока - супермена, сердцееда и душку — это дань современной парадигме плоского комикса, доступного легкому пониманию попкорнового зрителя. Выбрать на главные роли в таком балагане «слишком умных» актеров — отличная идея. Так появляется шанс сделать что-то нескучное и смотрибельное.
 
Занятно, что лестные отзывы критиков относились по большей части к исполнительскому мастерству Дауни и Лоу, а не мудрости режиссера, доверившего им эти роли. В любом случае, провалом «Шерлок» не стал. Он собрал большое количество номинаций (в основном, за лучшее исполнение главной роли Робертом Дауни и лучший саундтрек Циммера), а американская Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films номинировала Гая Ричи на лучшего режиссера.
 
По сборам фильм точно не провалился: по итогам мирового проката «Шерлок Холмс» собрал 515 645 514 долларов США, из которых 209 028 679 пришлось на США, а 306 616 835 — на мировой прокат.
 
Если кратко, Ричи вновь появился на горизонте и именно с тем, что от него ожидали: навороченный качок, до смешного современный Шерлок Холмс, сочиненный для публики с дефицитом внимания. Ожидаем сиквела. Или шести. Лоу и Дауни - слишком сложные актеры для этого материала; такой мастер визуальных приемов, как Ричи, не имеет ни малейшего понятия о том, каким еще может быть язык комика в подобном кино (NPR)
 
Чем скорее забываешь, что это о Шерлоке Холмсе, тем больше нравится “Шерлок Холмс”. Еще один классический герой попал в ряд современных кино-суперменов. (Chicago Sun)
 
Конечно, последовало продолжение саги о новом супермене по имени Холмс. В 2011 году Ричи пригласили снять сиквел — вторую часть франшизы, получившей название “Шерлок Холмс: игры теней”. Визуально это снова комикс, и снова оригинальная история по мотивам произведений сэра Конан Дойля. Известно, что продюсер Лайонел Уигрэм делал акцент не на сценарных линиях, а на эффектной картинке. Для этого был приглашен британский художник Джон Уоткисс, автор множества комиксов, и именно он и сделал серию черно-белых набросков к сценарию. 
 
Помимо полюбившихся зрителям Дауни и Лоу, в «Игре теней» появляются новые звезды: это и «достояние Британии», неподражаемый Стивен Фрай в роли Майкрофта Холмса, и Нуми Рапас – кумир молодежи после блестящего воплощения Лиз Саландер из трилогии Стига Ларссона. На роль профессора Мориарти пробовались Брэд Питт, Гэри Олдмэн, Шон Пэнн и Хавьер Бардем, но в итоге его сыграл Джаред Харрис.
 
«Шерлок Холмс: Игра теней» стал одним из лидеров кинопроката 2011 года и собрал прекрасные отзывы кинокритиков. Кинокомпания Warner Bros заявила, что готова к съёмкам третий фильм с Робертом Дауни-младшим и Джудом Лоу в главных ролях.
 
На должность автора сценария приглашен Дрю Пирс, а режиссёром выступит снова Гай Ричи. Съёмки третьей части «Шерлока» начались в октябре 2014 года, и результата ждет огромная армия поклонников, которая уже давно выучила первые две части наизусть.
 
Отложите ваши воспоминания о книгах Конан Дойля как можно дальше, сохраните их для долгих зимних вечеров, и наслаждайтесь этим фильмом как развлечением высокого класса. (Chicago Sun-Times)
 
Между тем, в преддверии нового Шерлока в августе 2015 года вышла последняя законченная картина Ричи — The Man from U.N.C.L.E., где он выступил режиссером и одним из сценаристов. Новый фильм получился удачным — и с точки зрения зрителей, и по мнению критиков.
 
U.N.C.L.E. имеет достаточно стиля и ума, чтобы стать забавным и одиозным летним фильмом: культивируемый микс экшна и остроумия, костюмов и городов дает ощущение освежающего аналогового кино в цифровом мире. (Time-Out London).
 
Стало понятно, что Гай Ричи дорос до того, чтобы снимать про Джеймса Бонда. Потому что “Агенты U.N.C.L.E.” — настоящее шпионское кино, и фанаты “Агента 007” будут ему очень рады.