Кристен Стюарт



Начало
«Кино никогда не было для меня развлечением. Каждый день я смотрела на то, как работают мои родители. И знала, как действует этот большой механизм».
Первое же появление восьмилетней Кристен Стюарт на школьной сцене в рождественской постановке было замечено ассистентом актёрского агентства. Он настоятельно порекомендовал девочке посещать детские кастинги. Против категоричных родителей, которые сами варились в голливудском котле (отец — директор многочисленных шоу на телеканале Fox, мать — редактор-сценарист), упрямая Кристен выставила собственные контраргументы. И в итоге уговорила родителей:

«Я не думаю, что вообще стала бы актрисой, если бы не начала сниматься в девять лет».
В телевизионном фильме «Сын русалки» режиссёра Д. Данэм, в сцене очереди за водой, где главный герой никак не может утолить свою жажду, внимательный зритель заметит промелькнувшую малышку Стюарт.

А в независимой картине режиссера Р. Троше «Безопасность вещей» (2001), повествующей о проблемах и чаяниях нескольких семей, Кристен уже делает самостоятельные наброски для своей роли — дочери разведённых родителей, оказавшейся в довольно опасной ситуации:
«Я пришла на пробы в полной уверенности, что провал неизбежен. Но случилось чудо: оказавшись перед камерой, я почувствовала что-то особенное».
Кинодочь

Серьёзным испытанием для начинающей актрисы оказалась работа в фильме «Комната страха» (2002), режиссёра Дэвида Финчера. Джоди Фостер, узрев в Кристен внешнее сходство с собой, утверждает девочку на роль своей экранной дочери.

...Чтобы спастись от нежелательных и опасных гостей, 13-летняя Сара вместе с мамой запираются в комнате-бункере новоприобретённого манхэттенского дома. Подростка-диабетика с приступом надвигающейся комы Кристен изобразила довольно убедительно:
«Я так старательно играла, что у меня даже сосудики в глазу лопались от напряжения».


В школе она старается не распространяться о съёмочной стороне своей жизни, но правда всё равно открывается:
«Я не могла найти общий язык с одноклассниками. Они были жестокими, обвиняя меня в надменности, и не давали мне ни единого шанса».
Кристен переводится на домашнюю систему обучения, и, сдавая экзамены экстерном, продолжает сниматься.

В 2003 году она стала кинодочерью Денниса Куэйда и Шэрон Стоун в фильме «Дьявольский особняк» режиссёра М. Фиггиса.



В комедии «Запретная миссия» (2004) режиссёра Б. Фрейндлиха Кристен раскрывает зрителям свои спортивные достижения — её героиня, двенадцатилетняя Медди, заразившись от отца вирусом альпинизма, решительно штурмует высоты. Так же решительно она грабит банк, чтобы спасти любимого родителя, которому, во избежание инвалидности, требуется дорогостоящая операция. И никто из зрителей не сомневается, что ограбление она провернёт успешно.



Непростым психологическим испытанием для молодой актрисы стала работа над ролью девятиклассницы в драме «Говори» режиссёра Д. Шарзер по экранизации романа Л. Андерсон (2004).

Главная героиня Мелинда Сордино, во время вечеринки подвергнувшись насилию, вызывает службу спасения. Одноклассники, не зная о действительных причинах её поступка, делают девочку объектом насмешек. От пережитых потрясений Мелинда замыкается в себе и перестаёт разговаривать. Но не перестаёт размышлять. Она самостоятельно пытается найти выход из внутреннего тупика своих переживаний. То ли природные актерские задатки, или же подросток Стюарт просто прочувствовала проблемы своей ровесницы, но работа в этой картине позволила четырнадцатилетней Кристен выдержать экзамен главной роли. Её начинают приглашать в свои проекты режиссёры малобюджетных независимых фильмов, и не только они.



В фильме режиссёра Д. Фавро, в котором два брата благодаря игре «Затура» (2005) оказываются в открытом космосе, Стюарт периодически появляется в эпизодах — то в виде замороженной, то в виде сердитой старшей сестры.

В драме о современном племени «Жестоких людей» (2005) режиссёра Г. Данна, по одноимённому роману Д. Уиттенборна, Кристен предстаёт в роли внучки миллионера Огдена Осборна. С подачи Стюарт Майя Осборн, в отличие своего брата, еще не успела покрыться слоем кастовой фальши и цинизма.

Урожайный год

2007 год оказался рекордным по выходу на экран картин с участием Стюарт. В фильме «Посланники» режиссёров братьев Пан родители шестнадцатилетней Джесс Соломон приобретают пустующую ферму в Северной Дакоте, укомплектованную, как выясняется позже, семейкой призраков. Всё больше заявляя о своем присутствии, они децибелами своей агрессивности, превращают в кошмар жизнь девочки. Кристен постаралась показать замкнутость подростка из-за неверия родителей в ее страхи, а также психологическую тревогу своей героини, которая случайно оказалась виновницей недуга своего младшего брата.



«В стране женщин» режиссёра Д. Кэздана актриса с помощью своей героини Люси Хардвик продолжает исследовать и преодолевать проблемно-подростковые отношения с родителями. Пересмотреть свои взгляды на ситуации прошлого, являющиеся преградой в общении с матерью, Люси пытается с новым молодым соседом, Картером Веббом в исполнении актёра Адама Броди. Вместе с актрисой Кейт Хадсон, которая срежиссировала короткометражку «Кутласс», Кристен Стюарт рекомендует всем родителям вспомнить собственное детство, прежде чем отказывать своему ребёнку в важной, на его взгляд, покупке.



Совсем неожиданно раскрывается Кристен в фильме режиссёра-дебютантки М. Мастерсон «Сладкая полночь» (в оригинале «Поедатели пирожных»). Фильм повествует историю непростых взаимоотношений двух семей — Кимбро и Камински — живущих в одном из пригородов одноэтажной Америки. Симпатия, которую изначально питает младший из сыновей Кимбро — Бигл — к пятнадцатилетней Джорджии, в которую перевоплотилась Стюарт, перерастает в нечто большее. Ситуация непростая, если учесть, что девушка неизлечимо больна — она страдает «наследственной атаксией Фридрейха» и с большим трудом контролирует свои мышцы и свою речь. Но она совсем не намерена контролировать свои желания, она очень хочет жить! И кроме горестей, которые так мужественно переносит эта девочка, она стремится познать и радости жизни. Кристен, изобразившая, с детальной достоверностью больную Джорджию, вызывает восхищение своим серьёзным отношением вхождения в образ. Мэри-Cтюарт Мастерсон, режиссёр картины вспоминает:
«Первая сцена, одна из финальных в фильме, которую мы отсняли — когда она спускается в холл. Я кричала: „Снято!“, у самой текли слезы. Это было великолепно — знать, что я правильно выбрала девушку».
Стюарт явно тяготеет к формату независимого кино. Она отметилась в режиссёрской работе Шона Пенна «В диких условиях» (2007) по экранизации бестселлера Д. Кракауэра.



Герой фильма Кристофер МакКэндлесс, путешествующий в одиночку по Америке, знакомится с разными людьми, в том числе и с одинокой, мечтающей о любви, девушкой Трейси Татро. А зрители знакомятся с музыкальными способностями и вокальными данными Стюарт — она впервые в своей кинокарьере играет на гитаре и поет в кадре.

Шон Пенн по окончании съёмок вынес актрисе очень интересный приговор:
«Стюарт — это машина правды. Ею магически легко руководить, ведь она является настоящей силой с потрясающими инстинктами».
Именно после этой роли капризный и высокомерный Голливуд признал в ней серьёзную актрису. А для самой Стюарт работа в этом фильме оказалась знаковой в ее дальнейшей актёрской судьбе.

В своей работе Кристен не чурается крохотных эпизодов, справедливо считая, что, иногда маленькая роль стоит целого фильма. Как, например, в комедийной драме «Однажды в Голливуде» (2008) режиссёра Барри Левинсона, где Стюарт предстала в роли дочери продюсера Бена в исполнении Де Ниро:
«Старая школа — это про него. Он заставляет вас чувствовать, насколько все это важно, какой бы маленькой роль не была».
Вампирская сага и всё, что между

Актриса, снимавшаяся в малобюджетных фильмах и пытавшаяся разобраться в психологическом дискомфорте своих героинь, наверняка, продолжала бы неспешно и вдумчиво идти в этом направлении. Однако в ноябре 2007 киностудия «Summit Entertainment» с подачи режиссёра Кэтрин Хардвик утверждает кандидатуру Кристен Стюарт на роль Беллы Свон в романтическом фильме «Сумерки» по одноимённой книге писательницы Стефани Майер.

В свою очередь, пригласить Кристен в свой фильм порекомендовал режиссёру Хардвик актёр Эмиль Хирш, впечатлённый совместными съёмками с актрисой в картине «В диких условиях».

Хардвик для знакомства с Кристен специально вылетела в Питсбург, где шли съёмки очередного фильма («Парк культуры и отдыха») с участием актрисы:
«Гуляя по парку и забавляясь, мы провели вместе четыре часа. На следующий день я посмотрела фильм (прим.авт. — „В диких условиях“), и точно знала, что это она. Она Белла».
Школьница Белла Свон влюбляется в красавца-вампира Эдварда Каллена. Его первоначальный своеобразный интерес к ней также перетекает в любовь, но между ними стоит огромная преграда — его вампирская сущность, при проявлении которой Эдвард мгновенно убьёт девушку. Этот незатейливый сюжет, помноженный на искреннюю игру актёров, сделал фильм «Сумерки» культовым среди подростков. А своё восхищение сумеречными героями юные зрители перенесли на Кристен Стюарт и ее партнеров по фильму — Роберта Паттинсона и Тэйлора Лотнера. Кристен была приятно шокирована:
«Обычно я привыкла сниматься в фильмах, которые никто не хочет смотреть».


Ещё не успев окончательно выйти из образа своей героини, отличавшейся очаровательной неуклюжестью, актриса на церемонии вручения кинонаград телеканала MTV (2009) уронила свою награду, от которой при падении откололся небольшой кусок.

Сотворив на экране майеровскую Беллу в собственной интерпретации, Стюарт заслуживает признание Кэтрин Хардвик. Режиссёр неоднократно подчеркивала самодостаточность и профессионализм актрисы:
«Кристен очень сильная личность, она всё время ищет истину в сцене и пытается найти способ сделать диалоги лучше, а эмоции — реальнее».
В перерывах между частями сумеречного марафона актриса, у которой в реальной жизни присутствуют все компоненты благополучия и счастья: любящие родители, любимая работа, материальная независимость, по-прежнему пытается в своих ролях исследовать проблематику судеб своих сверстников, которым не очень повезло в жизни.

Фильм «Жёлтый платочек счастья» (2008) режиссёра Ю. Прасад, снят в жанре роуд-муви. Три человека — немолодой мужчина Бретт, вышедший на свободу после шестилетнего тюремного заключения; странноватый паренёк с тараканами в голове и девушка Мартин, у которой далеко не простые взаимоотношения с родителями — спонтанно сплотившись, оказываются дорожными попутчиками. Дорога в Новый Орлеан даёт шанс каждому из них пересмотреть свою жизнь и начать её заново, с чистого листа. Юная Мартин, образ которой так трогательно перенесла на экран Кристен Стюарт, обретает хорошего друга в лице Горди, и помогает Бретту — «грустному человеку, которому она доверяет», обрести своё счастье. А в финале фильма улыбающаяся девушка, несомненно, даёт уверенную надежду зрителям — надежду на то, что преодолеет собственные трудности и сделает жизнь более осмысленной. Режиссёр Ю. Прасад, довольный совместной работой со Стюарт, считает, что она «мудра не по годам и очень серьезно относится к своей работе».



Ещё одна героиня Кристен — Эмили Эм Левин. Работая в «Парке культуры и отдыха» (2009) режиссёра Г. Моттолы, она не задумывается о своих поступках, пока не знакомится с Джеймсом — центральным персонажем фильма. Эмили и Джеймс, общаясь и постепенно узнавая друг друга, попадают в красочный аттракцион юности, в котором есть место развлечениям и разочарованиям, влюбленности и предательству, неразберихе в личных симпатиях и попытке осознания своей индивидуальности.


Режиссёр говорит начистоту:
«Кристен была одной из немногих, утверждённой на роль без прослушивания. Я думаю, что она — лучшая актриса в своём возрастном диапазоне. Она может заставить размышление выглядеть существенным».
У него даже есть любимая сцена в исполнении Стюарт, где её героиня рассказывает, как отец заводит интрижку, в то время как мать умирает от рака.

А в ноябре 2009 года мировой прокат погружается в фильм «Сумерки. Сага. Новолуние». Сиквел фильма, как эстафетную палочку от Кэтрин Хардвик принял режиссер Крис Вайц.



Кристен вспоминала, с чем ей пришлось столкнуться впервые:
«Обычно ты заканчиваешь работу над фильмом, и наступает длительный процесс выхода из образа. Что касается Беллы, то я не могла полностью забыть про неё, а вместе с тем, мне приходилось работать в других фильмах, так что это было странное чувство».
Для молодой актрисы это был новый опыт. По словам Стюарт, в «Новолунии» рассматривается крупным планом и конкретизируется версия очень сильной привязанности, а затем — внезапного и жуткого разрыва. Умения выжить и дышать после расставания... И, наконец, пройдя все душевные испытания, открыть в себе желание простить и спасти любимого.

Режиссер Крис Вайц говорит об актрисе только эпитетами:
«Кристен особенная, абсолютно экстраординарная — актриса от природы, профессионал. То, как она показывает эмоции — это необычно. Я, наверное, не встречал лучшего актёра, который так демонстрирует эмоции. На мой взгляд, она может сделать всё!»
Следующий фильм с участием актрисы «Добро пожаловать к Райли» (2009) режиссёра Д. Скотта, имеет маленькую предысторию.

О существовании Стюарт режиссёр фильма Скотт узнал от Шона Пенна — Пенн предложил своему другу посмотреть сцены с Кристен из своего фильма.
«Шон сказал мне: «Ты должен увидеть эту девочку. Она такая живая»!
Я даже не досмотрел сцену до конца. Я сделал один звонок и сказал: «Это она! Найдите мне её!» Её, конечно же, нашли, но режиссёр Скотт на два года отложил начало съёмок, терпеливо дожидаясь совершеннолетия Стюарт.



...Семейная пара, мистер и миссис Райли, прожившая тридцать лет в счастливом браке, сталкивается с жестокой жизненной проверкой на прочность своих отношений — потерей своей пятнадцатилетней дочери, погибшей в автомобильной катастрофе. Получив хроническое душевное осложнение, супруги погружаются в собственные переживания. И, казалось, ничто на свете не способно вернуть им былое взаимопонимание и нежность друг к другу. Но мудрый закон жизни вечен на все времена: человек способен преодолеть собственное горе, если найдет в себе желание и силы протянуть руку помощи тому, кому во сто крат хуже.

Случайная встреча с шестнадцатилетней проституткой Мелори помогает супругам отыскать затерявшийся путь к своим израненным горем сердцам. Пережив автомобильную катастрофу в далеком детстве, в которой маленькая Мелори потеряла мать, и, оказавшись потерянной в своем одиночестве, девушка скатывается на самое дно жизни. Смирившись со своей участью, Мелори лишь примитивными методами — чудовищной разговорной лексикой и неопрятным внешним видом, бросает вызов окружающему социуму. Молодая актриса экспрессивностью своего молодого таланта разбавляет общество знаменитых и опытных актеров Меллисы Лео и Джеймса Гандольфини.

За свою работу в фильме «Добро пожаловать к Райли» Стюарт получила награду на Миланском международном кинофестивале в номинации «Лучшая женская роль» (2011).

Будто боясь упустить что-то важное, Кристен не даёт себе передышки в работе. В фильме «Ранэвэйс» (2010) режиссёра Ф. Сиджизмонди она перевоплощается в гитаристку и вокалистку популярной рок-группы 1970-х.
«Я прочитала сценарий! Ещё раз прочитала, позвонила своему агенту и сказала, что хочу это роль, даже если мне придётся чем-то пожертвовать. Впоследствии этой жертвой оказались мои длинные волосы».


Ради внешнего вхождения в образ, актриса сделала себе рваную стрижку «маллет» и перекрасилась в жгучую брюнетку. Просматривая концерты группы, личные видеокассеты Джоан, читая старые рецензии и вырезки из газет, Стюарт «просто в какой-то момент попала в тот отрезок времени, стала той юной Джоан». Внутренний рисунок роли Кристен создала, тесно общаясь с самой Джоан:
«Она разучивала со мной песни, научила меня играть на гитаре левой рукой».
Актриса снялась в этом фильме со своей подругой в реальной жизни и партнершей по «Сумеркам» Дакотой Фаннинг, которая исполнила роль Черри Кьюри, второй участницы группы.

А «Сумерки» все сгущаются... В 2010 году свет увидел триквел «Сумерки. Сага. Затмение», в котором режиссер К. Вайц сдал свой пост коллеге Д. Слэйду. В этом сюжете разыгрывается опасный треугольник, состоящий из вампира Эдварда, волка Джейкоба и Беллы — девушка не мыслит своей жизни без Эдварда и в то же время не может дать объяснение зародившихся чувств к Джейкобу.



Во время съёмок «Затмения» Кристен завершает свое домашнее образование. И вместе со своей героиней, Беллой Свон, прямо на съёмочной площадке в сцене выпускного вечера получает аттестат с отличием:
«Я сама за неделю до этого окончила среднюю школу, и поэтому подошла к этой сцене очень серьёзно, ведь другого выпускного у меня не будет. Я, одетая в шапочку и мантию, буквально упросила актёра вернуться, пожать мне руку и вручить диплом».
Четвёртую сумеречную книгу взялся экранизировать режиссер Б. Кондон:
«Кристен была главной причиной, почему я решил взяться за этот фильм».
Сценарий был разделен на два фильма, съёмки которых шли одновременно.

«Сумерки. Сага. Рассвет. Часть I» вышла на экраны 17 ноября 2011 года.

...Белла считает пережитком прошлого ранние браки, но если этот фактор важен для Эдварда, ради него она готова поступиться своими твердыми убеждениями.

Зрители становятся свидетелями самого счастливого периода в жизни влюблённых и самых тяжёлых испытаний, выпавших на долю молодой семьи. А мировая мания обожания подростками актёров и их персонажей, достигает наивысшего накала.



Но актриса Кристен Стюарт не сворачивает со своего актёрского предназначения и продолжает сниматься в малобюджетных проектах, в которых она наиболее эмоционально отображает характеры своих героинь.

В 2012 году Кристен Стюарт снялась в арт-хаусной ленте режиссёра У. Саллеса «На дороге» по экранизации одноименного культового романа американского писателя Джека Керуака.
«Уезжая со встречи с Уолтером Саллесом и узнав, что получила роль, я не могла справиться с коробкой передач в моей машине, настолько была взбудоражена нашим разговором и взволнована этим проектом. Нас с Уолтером связывает любовь к этой книге».
Прочитав книгу в пятнадцатилетнем возрасте, Стюарт, по собственным словам «открыла множество дверей в своём разуме». Она не покинула проект даже после резкого сокращения бюджета, которое подразумевало также сокращение актёрского гонорара. Перед началом съёмок режиссёр поселил актёров на три недели в «лагерь битников». Актриса, знакомясь с «записями по жизни» свидетелей эпохи на рубеже 40-50-х годах 20 века и прослушивания аудио-интервью Джека Керуака, погружалась а атмосферу того периода.



Начинающий писатель Сэл Парадайз после смерти отца знакомится с Дином Мориарти и отправляется с ним и его друзьями в путешествие по Америке, чтобы набраться новых впечатлений.

Магнетизм Кристен, которым она в полной мере награждает свою красавицу-героиню, завораживает непревзойдённым очарованием и нежностью. Именно через сексуальную раскрепощенность актриса раскрывает образ Мэрилу и заодно проверяет себя:
«Я хотела сыграть в сексуальных сценах. Мне нравится сниматься в фильмах, которые испытывают границы моих возможностей. Это способ бросить вызов самой себе, покинуть комфортную зону».
Став женой бунтаря Дина Мориарти, который порывает с условностями жизни, она заражается духом свободы, витающим в молодёжной среде и выражающимся в экспериментах с сексом, наркотиками и алкоголем.

Любимая сцена режиссёра Саллеса с Кристен — та, где героиня с разбитым сердцем слушает песню по радио:
«Камера все время была сфокусирована на Кристен, улавливая перемены в её настроении и чувствах. Это было безумно волнительно».
Фильм «На дороге» попадает в официальную конкурсную программу кинофестиваля в Каннах.

Еще один фильм того же года с участием Кристен Стюарт — «Белоснежка и охотник» — сказка братьев Гримм, переделанная на современный лад режиссёром Р. Сандерсом. Злая королева нанимает охотника, чтобы он лишил жизни Белоснежку. Но сказочная героиня Стюарт не из тех, кто ждёт спасения. Она сама спасет кого угодно! Сделав охотника своим союзником, Белоснежка решает освободить королевство от зла. «И Кристен, на самом деле такая же, как и та, кого олицетворяет: жесткая, независимая и неунывающая», — уверяет Р. Сандерс.



Мнение режиссёра фильма о характере актрисы имеет под собой почву. Ещё в девятилетнем возрасте, после неудачного демарша на лошади, Кристен зарабатывает травму локтевого сустава и приобретает стойкий страх перед этими животными. И только смелость и решительность актрисы позволяют ей преодолеть фобию ради съёмок в фильме. Также Стюарт научилась обращаться с холодным оружием, познакомилась с приёмами фехтования. На съёмках этой картины она заработала кучу травм, в том числе и серьёзных, из-за чего приостанавливались съёмки. Но упрямый воин Стюарт успешно довела дело до конца.

А тем временем, пятилетний сумеречный марафон приближался к своему финишу. 15 ноября 2012 в мировой прокат ворвались «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть II» режиссёра Б. Кондона.

Белла, став вампиром и матерью Ренесми, узнает тайну своего притяжения к Джейкобу.

Режиссёр Б. Кондон подытожил совместную работу с Кристен Стюарт:
«Она одна из самых умных актрис, с которыми я работал. У неё есть не только потрясающие актёрские способности, но и невероятно острый и серьёзный подход к роли. У неё неограниченный потенциал».


А сама Кристен вздыхает с облегчением:
«Это был действительно огромный путь. Вложить свое сердце и душу в работу, занимающую несколько лет твоей жизни, и по-настоящему трогающую людей — это самое большое удовлетворение, которое я получила. Очень хочется, чтобы фанаты книги были счастливы».
Все годы триумфального шествия «Сумерек» Кристен Стюарт, так же, как её партнеры по саге, пыталась справиться с мировой славой, которая обрушилась на неё.

В 2013 году журнал Форбс поместил её на третью строчку (после Анджелины Джоли и Дженнифер Лоуренс) списка самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. С ноября 2007 года вся жизнь Кристен до мельчайших подробностей находится под прицелом камер папарацци. Это тяжелейшее испытание не сломало Стюарт, не изменило её отношения к своей работе.

Она пробует всё, что ей предоставляет жизнь. В 2012 году становится лицом нового аромата от модного дома Balenciaga, участвует в новых кинопроектах: «Зильс-Мария» режиссёра О. Ассайас, где её партнершей стала прославленная Джульетт Бинош, вместе с Джулианной Мур снялась в фильме «Всё ещё Элис» и вновь встретилась со своим давним другом и партнёром Джесси Айзенбергом на съёмочной площадке «Ультраамериканцев».



Стюарт также хочет попробовать себя в писательстве. Не получив академического образования, она, тем не менее, работает над собой. И, разумеется, актриса хочет исполнить свою самую заветную мечту — играть в театре. Ведь, по мнению Стюарт, театр — это прямой эфир, не дающий актёру права на ошибку.
«Я не могу дождаться, чтобы со мной произошло что-нибудь чертовски сумасшедшее. Это одна из причин, по которой я хочу играть. Мне нравится жить в разных мирах, поскольку в большинстве своём мой мир прекрасен и лёгок».