Джуди Денч



Дама Джудит Оливия Денч в 2005 году была названа величайшей актрисой Британии — таково было народное мнение, которое — чудеса случаются — совпало с мнением критиков и профессионалов.

Многократная обладательница престижной театральной премии Лоуренса Оливье, BAFTA, Золотой глобус; шестикратная номинантка на премию «Оскар», кавалер ордена Кавалеров Почета и Дама-командор ордена Британской империи, Джуди Денч до сих пор не уверена в себе, ненавидит читать сценарии, просит режиссеров «рассказать ей историю» и с каждым новым представлением стремится улучшить свои актерские качества.

Она признается в многочисленных интервью и книгах, что предпочитает театр, игра в телефильмах идет на втором месте, а кино — на третьем:

«Мне больше приятно находиться на сцене, где я рассказываю историю аудитории, чем в фильме — где ты не понимаешь, кому ты играешь. На сцене ты слышишь реакцию людей. Всего за две первые минуты пьесы понимаешь, как сложится вечер. А в фильме ты вынужден рассчитывать на режиссера. Когда он оставляет тебя — ты как дитя, которое учится ходить».

Отдавая дань театру, сегодня дама Джуди Денч ратует за восстановление маленьких местных театров в Британии, постоянно выступает с призывами не забывать истоки и поддерживать театральную культуру.

Шекспир

За свою без малого 60-летнюю карьеру Денч сыграла почти все выдающиеся женские роли из шекспировских пьес, а с 1970-х выступала сама как режиссер-постановщик. Ее Офелия 1960-х долгое время оставалась эталоном женственности и нежности, а трактовки Клеопатры и леди Макбет до сих пор не имеют равных по силе и убедительности изображения.

«Шекспир — всегда был моей страстью. Мне нравится смотреть, как играют в его пьесах другие люди — и учиться. Актерство — это всегда обучение. Иногда на опыте других».

Судьба распорядилась таким образом, что ее огромная любовь к Шекспиру не была лишена взаимности — в 1999 году дама Джуди Денч получила своего Оскара за 8-минутное исполнение роли Елизаветы I в фильме Джона Мэддена «Влюбленный Шекспир». Конечно, Оскар здесь был получен скорее за общие заслуги и большие достижения. Но не стоит забывать и о том, что за 8 минут на экране Денч смогла создать самый запоминающийся, цельный, острый и насыщенный аллюзиями образ Королевы-девственницы.

Миссис Браун

Сама Джуди Денч часто подчеркивает, что если бы не Харви Вайнштайн, известный американский продюсер и основатель студии Мирамакс, она никогда бы не получила такой огромной популярности за рубежом — а так и осталась бы «просто великой британской театральной актрисой».

Харви стал тем человеком, который вытащил с местного телевидения фильм Джона Мэддена «Миссис Браун» (1997) и дал ему ход в мировом кинопрокате. Сборы в США оказались потрясающими, а в Джуди Денч американская киноакадемия признала номинанта на премию «Оскар». Так Денч по счастливой случайности в одночасье стала знаменитостью мирового уровня, востребованной киноиндустрией.

«Миссис Браун» — костюмированная историческая лента, рассказывающая про вторую после Елизаветы I величайшую королеву Британии — Викторию.

Джуди Денч исполнила Викторию с невероятной простотой и силой: сначала истеричная и безвольная, королева постепенно преображается в полную воли и жизни правительницу процветающей империи. По-театральному детальная прорисовка образа создает совершенно осязаемого, реального человека — женщину, которая после смерти любимого мужа пребывает в состоянии паники и страха.

И чтобы вытащить ее из этого состояния, советникам и сторонникам монархии пришлось вызвать на помощь шотландца, старого друга и конюха умершего мужа Виктории. Мистер Браун (его сыграл Билли Коннолли, британский певец и актер) стал верным помощником королевы, ее советником и телохранителем. Впрочем, идилии Виктории и мистера Брауна пришел конец — как только парламент стал распространять слухи о том, что Виктория уже более не вдовствующая императрица, а нареченная миссис Браун.

Критики по-разному трактовали скромно и одновременно напряженно изображенные отношения героев, однако сходились в одном мнении:

Любовная история двух сильных людей, которые находят удовольствие в испытании друг друга. Это не чувственная страсть, не романтическая влюбленность, но тот вид преданности и чувства, которое базируется на вызове и восхищении (Chicago Sun-Times).

М.

Денч стала первой и единственной женщиной, которая сыграла в Бондиане «М» — начальницу Джеймса Бонда. Ее образ был списан с дамы Стеллы Римингтон, реальной главы британского MI-5 в период с 1992 по 1996 год.

В 1995 году вышел «Золотой глаз» — новая серия истории про Бонда. Семнадцатый фильм о британском шпионе сделал кассу, а Денч на ближайшие семнадцать же лет стала бессменным боссом британской разведки:

«Я единственный босс Джеймса Бонда — это очень круто!»

В 2006 году после «перезагрузки» франшизы в «Казино Рояль» зрители увидели Бонда до его превращения в Пирса Броснана: неотесанного, романтичного и наивного лопоухого агента. Режиссер ленты решил увеличить долю экранного времени и у Денч. Так постепенно между Бондом и М. начинают складываться «нештатные» отношения, которые становятся отдельной темой в последнем фильме о Бонде — «Координаты Скайфолл».

Незадолго до официального релиза единственное, что открывали продюсеры картины еще до официального выхода «007: Координаты Скайфолл» на экраны — так это то, что в фильме М. наконец-то умрет. Джуди Денч наконец-то озвучила свое решение выйти из игры, привнеся в последний из фильмов то, чего раньше Бондиана была лишена: а именно тонкости, таинственности и психологичности.

Как постоянный (второстепенный, но весьма значительный) персонаж, Денч на протяжении семи серий была сюжетообразующим звеном многих ситуаций. «007: Координаты Скайфолл» Сэма Мендеса, по сути своей, окончательно раскрыл ее влияние на Бонда.

М. в картине явно предстает как одна из привязанностей великого шпиона. Уже без обиняков ее называют «матерью», а то и «возлюбленной» рыцаря наших дней. Плюс к этом символы, в которые вписан ее образ в картине, в принципе должны вызывать только одну ассоциацию главы Ми-6. Имеется в виду Ее Величество Королева Англии, Шотландии, Уэльса...

Будто отдавая дань уходящей из франщизы актрисе, Мендес вплел в сюжет всю ее творческую биографию, в которой есть место и ему. Джуди Денч неоднократно изображала на театральной сцене королевских особ (участвовала в постановка Сэма Мендеса, кстати), получила своего Оскара за исполнение Елизаветы Великой в фильме «Влюбленный Шекспир» и была номинирована за Викторию в «Миссис Браун». Биография Денч придает многим эпизодам «Скайфолл» дополнительный привкус — от «узнавания» различных источников в сценах зритель только выигрывает. А расшифровка кода М. придает взаимоотношениям героев сдержанной терпкости и поэтической изящности.

Скандальный дневник

После «голливудской» славы, которая пришла поздно, Денч начала сниматься в разных лентах, отдавая предпочтение режиссерам-землякам. При этом ни одна картина, в которой она бы не приняла участие в 2000-х, не была проходной — почти каждая ее роль была номинирована на Оскара (итого — 6 номинаций за менее чем 10 лет).

«Я не думаю, что кому-то можно рассказать, как играть. Можно дать совет. Но все равно придется самому найти свой путь».

В 2001 году Денч была приглашена на главную роль в фильме Ричарда Айра «Айрис» — биографической картине, рассказывающей об Айрис Мердок. Молодую Айрис сыграла Кейт Уинслет, Денч исполнила Айрис на закате дней, переживающую болезнь Альцгеймера. Примечательно, что обе актрисы были номинированы на Оскара за участие в этой ленте.

Единство мысли и чувства обретает плоть и кровь благодаря блестящим исполнителям главных ролей в фильме «Айрис» (Baltimore Sun)

Спустя пять лет в 2006 году Джуди Денч снова сыграла в проекте Айра «Скандальный дневник», теперь уже в дуэте с другой выдающейся актрисой современности — Кейт Бланшетт. Еще по книге Денч понравилась ее героиня, отчего актриса выразила готовность сняться в экранизации романа.

В «Скандальном дневнике» Денч примеряет нехарактерную для себя роль грязного провокатора, позволяя Кейт Бланшетт в полутонах и в мельчайших деталях создать на экране образ наивной и легкомысленной жертвы, запутавшейся в «паутине» лжи и откровенного сумасшествия... Масштабы безграничной человеческой мерзости, одиночества, порочности и хрупкости препарируются блестящими театральными актрисами в характерах двух непохожих «подруг-врагов».

Отель Мэриголд: Лучший из экзотических

В 2012 году Джуди Денч снялась у Джона Мэддена в небольшом, очень камерном фильме «Отель Мэриголд: лучший из экзотических».

Внешне конфликт картины крайне прост — в центре повествования судьбы семерых людей преклонного возраста и одного миллионера из трущоб: Джуди Денч, Билл Найи, Мэгги Смит, Том Уилкинсон, Пенелопа Уилтон, Селия Имри, Рональд Пикап и Дев Патель.

Повествование ведется от лица героини Джуди Денч — овдовевшей англичанки на пенсии, которая ищет, чем она могла бы заняться после смерти мужа (и раздачи за него его долгов). В поисках занятия она отправляется в Индию, в отель Мэриголд (лучший из экзотических, как сказано в рекламном буклете), где переживает потрясение, сравнимое разве что с перерождением. Ироничная, остроумная, при этом крайне тактичная и скромная, героиня Денч описывает свои «наблюдения» за постояльцами в своего рода дневнике. Так складывается история, в которой всех персонажей связывает сильнейшее чувство утраты.

Переживание потери — себя или близкого, времени или сил, смысла жизни и ощущение полного провала — обволакивает плотным облаком постояльцев отеля. Как будто все неудачники Британии собрались под крышей самого распоследнего отеля Индии для того, чтобы их одиночество стало еще более ощутимым и явным.

Впрочем, именно в тот момент, когда смерть одного из обитателей отеля (Тома Уилкинсона) обнажает безнадежность и песперспективность всех героических прожектов одиноких стариков, в игру вступает случай и чисто английское чувство собственного превосходства над неудачами.

Именно тогда крылатая фраза, которая неоднократно повторяется хозяином отеля (Дев Патель): «В конце концов, все будет хорошо. А если не все хорошо, значит, это еще не конец!» — становится логичным пуантом милой истории.

Филомена

Новым фильмом, которым Джуди Денч порадовала свои поклонников в 2013 году, стал «Филомена» Стивена Фрирза. Это история про наивную старушку, которая стремится найти своего сына, некогда отнятого и переданного на воспитание в другую семью. Всю жизнь Филомена ищет возможность связаться с ним — однако только с нечаянным появлением рядом журналиста, знающего, как искать, она обретает надежду на счастливые завершения поисков.

В милой, очень нежной и при этом жестокой драме Денч смогла рассказать о судьбе многих женщин, которые (как и ее героиня), воспитывались в закрытых католических заведениях, прозванных «приютами Магдалены». Перенеся горечь потери и страшные страдания материнского сердца на экран, Денч, однако, не пустилась в сентиментальное путешествие по волнам памяти — напротив, именно она придает фильму нужный баланс смешного и трагического.

«Ты всегда настолько хорош — насколько хороша последняя сыгранная тобой роль. Беспокойство кормит актера. И дает ему энергии. Ты понимаешь, что прямо за тобой, прямо тебе в затылок дышат другие, кто хочет сыграть ту же роль — и, что весьма вероятно, гораздо лучше тебя».