Дженнифер Лоуренс



«Мои родители совсем не похожи на родителей звёздных детей. Они делали всё, чтобы я не попала на сцену. Но так уж случилось, что несмотря ни на что, я стала актрисой».

Среди голливудских звезд поколения двадцатилетних Дженнифер Лоуренс выделяет не только её необычная внешность и манера игры: актриса демонстрирует чрезвычайную собранность и целеустремлённость, качества, которые присущи всем её героиням — будь то персонажи фантастических «Голодных игр» или «Людей Икс», или обыденно-реалистичных лент типа «Мой парень — псих» или «Афера по-американски».

К своим 25 годам Лоуренс собрала уже достаточное количество наград, чтобы именоваться едва ли не самой влиятельной фигурой Голливуда. Однако премии и номинации, по словам самой же актрисы, не являются главным призом — напротив, самое большое удовольствие и удовлетворение приносит ей работа.

Дебют

Впрочем, так было всегда. Высокая работоспособность и умение подчинить свои желания жёстким требованиям актёрского ремесла сделали из 14-летней девочки, приехавшей из Луисвилля в Нью-Йорк, профессиональную актрису сериалов и телешоу.

Дженнифер Лоуренс сама настояла на том, чтобы в 14 лет отправиться в Нью-Йорк на прослушивание в одно из актёрских агентств по поиску талантов. И хотя ей передали, что она очаровала всех своей манерой чтения и игры, она понимала, что любительские трактовки известных произведений — лишь шаг на пути к той карьере, которую хотела выстроить.



Ожидая профессиональной оценки дарования дочери и не желая оставлять её на милость судьбе в Нью-Йорке, родители отвезли Дженнифер преподавателю актёрского мастерства Фло Гринбергу, работавшему с Мэттью ЛеБланом и Кирстен Данст.

«Мне хотелось немедленно начать с ней работать. А такого я не говорю обо всех, — оценил молодую Дженнифер Гринберг. — Иногда просто нужно знать, когда вовремя убрать свои руки от природного таланта и дать волю ему вовсю расцвести...»
В итоге пришлось договариваться с родителями, которые, несмотря на высокие независимые оценки преподавателей, совершенно не были в восторге от идеи, что их дочь будет играть на сцене. Было поставлено условие: Дженнифер станет актрисой в случае, если закончит колледж. В 16 лет она сдала все экзамены и выпустилась из колледжа.
«Я никогда не думала о том, что у меня может не получиться играть! Никогда не представляла себе: «вот я не стала актрисой, что ж, из меня выйдет отличный доктор»... Сама возможность того, что у меня может не получиться быть актрисой, никогда не приходила мне в голову… Странная уверенность для девочки 14 лет, да?».
Эта уверенность помогла Лоуренс почти сразу же получить работу в телесериалах «Детектив Монк» и «Медиум», а также в бесчисленной телевизионной рекламе. Она принимала участие в съёмках Шоу Билла Энгвалла, которое транслировалось по кабельным каналам, пробовала себя во второстепенных и третьестепенных ролях.
«С 15 до 16 лет я просто валяла дурака — и у меня не было ни малейшей идеи, что делать дальше. А потом я перестала. И вы знаете, я никогда не думала о том, что я выше других или круче. Но я умею работать. И если я что-то решила, то непременно это случается».
И в 16 лет после колледжа, как и обещала родителям, Дженнифер Лоуренс получила первую большую роль в фильме «Дом покера» (2008) Лори Петти (сыграла в главных ролях в кинолентах «На гребне волны», «Танкистка»). Именно здесь Дженнифер продемонстрировала свой драматический талант и тягу к воплощению сильных, характерных и очень целеустремлённых героинь.



Биографический фильм Петти рассказывает об одном дне из жизни трёх сестёр в доме их матери, где собираются наркоманы и алкоголики для увеселения, самое невинное из которых — игра в покер. 14-летняя Агнес, старшая из девочек, работает на двух работах, неплохо учится в школе, прекрасно играет в баскетбол за местную команду и мечтает выбраться из Дома, где её ожидает совершенно определённое будущее: мать и её друг собираются сделать из Агнес проститутку.

События показаны глазами Агнес — Лоуренс удалось перенести на экран переживания подростка, который решает не по годам сложные задачи. Её наивность, вера в лучшее, самостоятельность и независимость сочетаются с подростковой же ранимостью и беззащитностью.

Дженнифер Лоуренс заметили критики и, несмотря на драматическую неоднозначность и несовершенство фильма, её игру высоко отметили:
«Один из тех автобиографических фильмов, как «На острой грани», который показывает, как дети могут справляться и даже благополучно развиваться эмоционально и духовно, несмотря на ужасное детство…». 
Urban Cinephile
Пылающая равнина

Вторая крупная роль Дженнифер Лоуренс была отмечена на Венецианском фестивале премией Марчелло Мастроянни (2008), которая присуждается лучшим молодым актёрам — «открытиям года». Лоуренс сыграла в фильме мексиканского режиссёра и сценариста Гильермо Арриаги «Пылающая равнина» вместе с Ким Бейсингер и Шарлиз Терон. Критики единодушно отмечали высочайший уровень игры женского трио, несмотря на шероховатости картины Арриаги:
«Женское трио прекрасно подобрано, но – будем надеяться – любовь Арриаги к голосу судьбы и всяческим совпадениям чуть уменьшится».
New York Daily News

Героиня Дженнифер Лоуренс — девушка по имени Марианна, сильно переживающая измену матери. Чтобы наказать изменницу, Марианна решает напугать любовников — но не рассчитывает силу газового взрыва и фактически устраивает несчастный случай, в котором погибают и мать, и её избранник. Чуть погодя Марианна понимает, что влюблена в сына материнского любовника. Её история заканчивается тем, что она бросает новорождённую дочь и возлюбленного, убегая от своего прошлого в иные края.

«Случайностей» сюжета по-мексикански немало, однако это никак не сказывается на глубине эмоций, которые выдает Лоуренс. Актриса раскрывает богатый драматический потенциал и умение прожить жизнь героини, а не изобразить её чисто схематически.

Зимняя кость

Это умение Дженнифер Лоуренс стало едва ли не самым главным при выборе её на роль Ри Долли в драме Дебры Граник «Зимняя кость» (2010). Фильм буквально взорвал фестивали 2010 года, став сенсацией и своего рода двойным открытием — талантливого режиссёра и супер талантливой молодой звезды. Если предыдущие картины имели ограниченный национальный прокат, «Зимняя кость» распахнула перед Дженнифер Лоуренс все двери, включая собственную номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль.



Фильм снимался в феврале — марте 2009 года в Миссури. Лоуренс сыграла 17-летнюю девушку, которая растит брата и сестру и пытается защитить семью от разорения и голода, неминуемых в ситуации, когда их дом оказывается заложен отцом, а его долги приводят к порогу самых опасных и нежеланных гостей. Лоуренс во второй раз уже оказывается в роли «старшей дочери и сестры», которая вопреки своему юному возрасту должна решить совсем не детские вопросы. Она не поднимает восстание, не сражается за веру и правду — Ри Долли обычная девочка без супер способностей, которая сталкивается с непреодолимой силой обстоятельств...

При этом в отличие от глубокой, но драматически простой роли Агнес в «Доме покера» сложность этой роли заключалась в том, что Ри Долли приходится постоянно «меняться» и «подстраиваться» под собеседников и людей, с которыми она встречается — череда характеров американской глубинки, каждый из которых, как в сказке, готовит девочке свое испытание. В этом Дженнифер помогает её невероятная пластичность:
«Знаете, можно быть этаким эталонным американским ковбоем, который и двух слов не скажет… А Дженнифер в отличие от мультяшной западной иконы должна найти подход для общения с большим количеством людей. У нее есть дар – она умеет чувствовать ситуацию в мельчайших деталях, подлаживаться под нее».
Дебра Граник
Во время кастинга на роль среди 200 других актрис из Нью-Йорка, Лос Анджелеса и Миссури, Дженнифер Лоуренс единственная была «естественной и аутентичной». По словам режиссёра картины,
«… у Дженнифер все было просто, даже акцент, который очень ей шел. Сразу же, как я увидела ее, я подумала, что передо мной – самая настоящая Ри».
Две недели до съёмок Лоуренс провела на природе, учась тем навыкам, которые были присущи её героине: свежевать дичь, колоть дрова, обращаться с оружием. На съёмочной площадке с ней происходил минимум трансформаций: совсем немного косметики, чуточку накладных волос… Актриса не пользовалась средствами по уходу за руками и губами — чтобы кожа рук и губ достигла состояния «правдоподобного» — с ранами и трещинами, как и полагается её героине.

Правдоподобие игры и резкую четкость изображаемой картинки отмечали все критики в один голос:
«Это адская драма… с чертовски же сильной Дженнифер Лоуренс в роли Ри».
San Francisco Chronicle
«Одна из самых безыскусных и правдиво-кровавых эпических картин про Америку, которую вы когда-либо видели».
Entertainment Weekly
Интересно было наблюдать за изменениями в самой Дженнифер: она не вживалась в свою героиню с самого начала съёмок и выходила из роли только после окончания работы. Каждый день на съёмочной площадке видели Дженнифер Лоуренс. Но стоило только крикнуть «мотор», как актриса моментально менялась на «Ри Долли» — её настроение, её мимика, её взгляд молниеносно трансформировались… Сама Лоуренс так описывает свой метод:
«Все, что я в действительности делаю – так это просто запоминаю свои слова. Я понимаю значение каждого слова, которое я произношу. И никогда не вкладываю свои настоящие эмоции в то, что делаю, как играю».
Умение разделять чувства героини и свои собственные, отличать тонкости создаваемого психологического портрета от своей личности — именно это помогает актрисе всегда быть в форме и сохранять силы для дальнейшей работы.

Мой парень — псих

Карьера Дженнифер Лоуренс стремительно изменилась после «Зимней кости»: номинация на «Оскар» давала право войти в так называемый «топ»-список актеров, желанных в самых что ни на есть кассовых и коммерчески успешных голливудских проектах.

Впрочем, Лоуренс не сразу стала отвечать на приглашения, размер которых во много раз превосходил все её предыдущие гонорары вместе взятые. В 2011 году с её участием начал сниматься еще один «небольшой» фильм.

Снятый автором оскароносного «Бойца» Дэвидом О’Расселлом, «Мой парень — псих» (2012) представляет собой чудесную камерную картину, сюжет которой крутится вокруг самой обычной американской семьи. Исполнителями главных ролей здесь помимо Дженнифер Лоуренс стали Брэдли Купер и Роберт Де Ниро.



В основе сюжета — намерение молодого человека Пэта (Брэдли Купер) вернуть своей жизни смысл. Когда-то он был любимым мужем, однако случайно открытая измена полностью перевернула его мир. Съехав с катушек, вместо срока в тюрьме он отбыл срок в психиатрической лечебнице. В качестве терапии он окружает себя «позитивом» и «лучиками надежды»: ведь именно такая стратегия, по мысли его психотерапевтов, поможет ему обрести необходимую почву под ногами и воссоединиться с бывшей женой. Освобождение на поруки матери с отцом — первый шаг к осуществлению задуманного.

Героиня Дженнифер Лоуренс тоже имеет свою мечту. Тиффани — местный аутсайдер, немного мечтательная, немного нелепая, не очень-то удачливая, временами совсем неуравновешенная барышня. Тоже пережила трагедию (её мужа убили) и тоже какое-то время была вынуждена лечиться от депрессии. Она знакома с семьёй Пэта, встречает его и предлагает свою помощь в обмен на реализацию её мечты — выступление в местном конкурсе бальных танцев.

Брэдли Купер и Дженнифер Лоуренс провели множество недель вместе, разучива танцы, которые им предстояло исполнить в картине.
«Ни одно движение не было сымпровизировано, ни одно. Я ужасная танцовщица, и я ни за что в жизни не смогла бы сделать хоть что-либо из этого! Когда в итоге всё получилось — мы были счастливы, как наши герои!».
Трудолюбие и сосредоточенность Дженнифер Лоуренс помогли ей не только в том, чтобы овладеть искусством танцевать. Её Тиффани вписывается в галерею лучших женских образов американского кино от взбалмошно-легковерной Минелли в «Кабаре» до сосредоточенно-обречённой Джоли в «Джиа». Героиню невозможно забыть — и это пришлось отметить жюри премии «Оскар». Именно за эту свою роль Дженнифер Лоуренс получила первую статуэтку в 2013 году, а также свой первый «Золотой глобус».
«Купер и Лоуренс могли легко споткнуться о логические дыры и клише, разбросанные по всему мрачному сценарию Расселла, однако вместо этого они парят над ними, создавая потрясающую романтическую трагикомедию, которая приходится как нельзя кстати нашим тревожным временам».
New York Daily News
Яркий и очень живой дуэт Лоуренс и Купера, тщательность в прорисовке даже второстепенных образов, продуманная режиссура в духе «бытописателей» 1980-х, — всё это приковывает к себе и держит в напряжении, которому могли бы позавидовать даже самые остросюжетные детективы.
«Драматичный, эмоциональный, разбивающий нам сердце, невероятно смешной, этот фильм обладает даром быть собой, – абсолютный успех удивительного таланта».
Los Angeles Times
Люди Икс: Мистик

Увлечённость Дженнифер Лоуренс характерами сильными выразилась и в согласии участвовать в одной из самых долгоиграющих франшиз двух последних десятилетий — экранизации сверхпопулярных комиксов студии Marvel про людей-мутантов.

Начавшийся как пилотный проект в 2000-м году, «Люди Икс» к 2010 году приобрёл мощную поддержку фанатов и студий, герои обросли своими биографиями, каждая из которых, в общем-то, могла бы стать отдельным фильмом, а также сиквелом или приквелом к «классической» трилогии Брайана Сингера. Так появилась лента «Люди Икс: первый класс» (2011), приквел, который смог достойно продолжить огромный проект и обозначить новое направление развития сюжета Marvel-комиксов.

К работе над ним были привлечены молодые звезды — Майкл Фассбендер, Джеймс МакЭвой, Роуз Бирн, и в их числе оказалась Дженнифер Лоуренс.



В приквеле к истории про людей-мутантов Дженнифер отвели роль юной Равен Даркхолм / Мистик, обладающей способностью регенерировать, медленно стареть и быть хамелеоном — подражать внешности других людей, полностью перевоплощаясь в них.

Костюм Лоуренс требовал до восьми часов грима: ведь несколько слоев краски, накладные элементы её «тела» и прочие трансформации не должны были помешать актрисе двигаться с той же ловкостью, что и будущей героине Китнисс Эвердин в «Голодных играх» (следующая фантастическая франшиза с участием актрисы).

Игра всех актёров проекта, равно как и режиссура, были высоко отмечены критиками:
«Эти "Люди Икс" действительно первого класса: восхитительный, стремительный и абсолютно прекрасный блокбастер».
USA Today
В 2012 году Дженнифер Лоуренс в обновлённом составе продолжила работу над следующей серией проекта «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (премьера состоялась в 2014 году), где её героиня наряду с Хью Джекманом в роли Росомахи помещена в центр событий прошлого — именно Мистик суждено принять судьбоносные решения, которые не смогут не отразиться на жизни мутантов в будущем.
«Самое удивительное в фильме "Люди Икс: Дни минувшего будущего" — его щедрость. Масштабные франшизы редко получаются такими приятными, как эта. Они не столь изобретательны, богаты деталями, разнообразны, элегантно сделаны и невероятно блистательны».
Wall Street Journal
Афера по-американски

После удачного во всех отношениях начала работы с Дэвидом О’Расселлом в фильме «Мой парень — псих», актриса приняла приглашение режиссёра сыграть в его новой криминальной трагикомедии «Афера по-американски». Расселл прописывал сценарий и корректировал характеры персонажей непосредственно под своих актёров — здесь помимо Брэдли Купера, с которым Лоуренс составила прекрасный дуэт в предыдущем фильме, сыграли Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Джереми Реннер и Роберт Де Ниро.
«С одним из лучших актёрских ансамблей года, это смелый, увлекательный и шумный фильм».
USA Today
В «Афере по-американски» Дженнифер Лоуренс, пожалуй, впервые довелось играть не волевую и ответственную личность, становление которой является основой сюжетной линии повествования, но второстепенную роль истеричной и крайне недалёкой жены богатого мошенника.



Розалин в её исполнении получилась «славной дурочкой», обворожительной и слабой, лишённой каких бы там ни было духовных устремлений или интеллектуальных амбиций. Её стеклянная тупость и уверенность в собственной правоте — правоте манипулирующей людьми жертве — притягивают и отталкивают одновременно. Именно это трудно воплотимое, но уникальное сочетание принесло Дженнифер Лоуренс третью номинацию на «Оскар» и второй «Золотой глобус» (на этот раз за лучшую женскую роль второго плана).

Голодные игры

За следующую свою роль Дженнифер Лоуренс получила самый большой гонорар — полмиллиона долларов. Она три дня раздумывала над тем, браться ли за роль или нет, потому что не знала, как игра в новом проекте скажется на всей её дальнейшей карьере… Речь идёт о едва ли не самой популярной со времен вампирской саги «Сумерки» молодёжной фантастической франшизе «Голодные игры» (2011 — 2015).



История, снятая по циклу романов Сьюзен Коллинз, на настоящий момент уже насчитывает 4 фильма — «Голодные игры», «Голодные игры: И вспыхнет пламя», и две части картины «Голодные игры: Сойка-пересмешница». За каждый новый фильм Лоуренс получала в десятки раз больше, чем за первый — словом, от участия в этом коммерческом проекте ее карьера только выиграла.

Решающее слово в выборе Лоуренс на главную роль принадлежало автору цикла. Сьюзен Коллинз сразу же разглядела в актрисе свою героиню — сильную, отважную, эмоциональную, очень ранимую и при этом самостоятельную Китнисс Эвердин, которой суждено стать спасительницей народов футуристического Панема от тирании политической элиты.
«Создание успешной экранизации "Голодных игр" по книгам Сьюзен Коллинз требовало выбрать на главную роль кого-то очень крутого — и в Дженнифер Лоуренс режиссёр картины Гэри Росс разглядел то, что нужно… Что уж тут говорить!». 
Los Angeles Times
«Это круче любых «Сумерек»! Фильм создан поистине креативным разумом, да ещё и сдобрен правдоподобной и искренней игрой Дженнифер Лоуренс». 
San Francisco Chronicle
Китнисс олицетворяет собой известный женский архетип «девы-воительницы», способной вселить страх в своих врагов и стать предводительницей народной революции. Она встаёт на защиту обездоленных и угнетаемых жителей утопического государства, выиграв по счастливому стечению обстоятельств бесчеловечные состязания на выживание, или «голодные игры», и став национальным символом свободы и надежды.
«Мне приходилось очень много бегать — это был и обычный бег, и бег по пересечённой местности; заниматься рукопашным боем и йогой. Мы тренировались, чтобы уметь выполнить любой из трюков в фильме самостоятельно, без помощи дублеров. Я занималась по 4 часа в день. Пытаясь понять, каково это быть в шкуре Китнисс, носила тяжёлые рюкзаки. И я должна сказать, что это было в общем-то трудно… огромное напряжение, чтобы заставить своё тело быть таким, каким оно должно быть у моей героини!»
Во втором фильме «Голодные игры: и вспыхнет пламя» Китнисс уже не пришлось выполнять большое количество трюков — игры и состязания сменились куда более прозаичными и изощрёнными делами, требующими от Лоуренс совсем других навыков. Однако и тут Китнисс, по существу, очевидное продолжение Агнес и Ри, которым не чуждо самопожертвование, взрослая обстоятельность и ответственность за судьбы близких людей.



Конечно, в отличие от «Дома покера» или «Зимней кости», «Голодные игры» во всех своих частях куда менее игровое и более массовое кино: динамичность и яркость наррации не требуют от актёров изысканности игры, как это необходимо в камерных лентах, где ритм истории держится на дыхании главного героя (вспомнить хотя бы «Мой парень – псих» или «Аферу по-американски»).

Крупные планы Дженнифер Лоуренс обнаруживают живость и вовлечённость актрисы в исполнение роли — ту естественность, которая всегда отличала её от других исполнителей. Недаром в сценах с лучшими актёрами последних десятилетий, такими как Филип Сеймур Хоффман или Вуди Харрельсон, Лоуренс не пропадает, а напротив, выглядит ещё натуральнее и сильнее.

Премьера последнего фильма франшизы состоялась в ноябре этого года. Финал «Голодных игр» продолжил традицию предыдущих частей и получился неглупым кино, рассуждающим о политике и политической пропаганде, тирании и о том, как с ней бороться, вопросом, можно ли победить тиранию тиранией и – нужно ли?

В 2016-м на экраны вышла очередная трагикомедия Дэвида О. Рассела "Джой", история о сильной женщине, которая, чтобы реализовать свои идеи и выпутаться из сложной жизненной ситуации, изобрела... швабру. За эту роль Лоуренс в очередной раз была номинирована на "Оскар" за лучшую женскую роль.