Шон Пенн



Шон Пенн — режиссер восьми фильмов, автор шести сценариев и продюсер девяти кинолент, а также въедливый журналист, посол доброй воли на Гаити, и по слухам — лучший любовник Голливуда. К своим 55 годам он сыграл в 55 фильмах. Безумный взрывной характер, острый язык и нежелание держать свое мнение при себе — вот идеальные составляющие его скандальной репутации. Бурные романы и признания звездных спутниц прочно закрепили за Шоном титул пылкого повесы и блестящего любовника. А два заслуженных Оскара вознесли его на самую вершину голливудского Парнаса.
 
Начало пути
 
Он всегда был весьма экспрессивным и несдержанным, обожал спорт и был не прочь похулиганить. Сегодня в это сложно поверить, но когда-то Шон Пенн собирался пойти в полицейские. Он учился в одной школе вместе с Эмилио Эстевесом, Чарли Шином и Робом Лоу. Однажды он случайно оказался на сцене театра в Лос-Анджелесе и навсегда заболел сценой. Мечты о профессии полицейского были забыты, и все помыслы Шон связывал только с театром. После получения аттестата зрелости четверо друзей перебрались в Нью-Йорк. Вскоре к ним присоединился и младший брат Шона, Крис Пенн.
 
Когда-то я хотел стать юристом, но для этого надо было слишком много учиться. Один мой друг говорил, это как тантрический секс, слишком много книжек надо прочесть. В конце концов я занялся тем же, что делали мои родители. Я вырос в стране, в которой расцвели коррумпированное правительство и религия, основанная на страхе, в стране, где белое большинство живет в чужих домах, которые были получены насилием и грабежом, а затем передавались по наследству.
 
В Нью-Йорке Шон Пенн дебютировал на Бродвее, где его заметили кинопродюсеры. Поначалу он получал эпизодические роли и технические задания рабочего сцены. В этот период Шон впервые снялся в кино, попав в кадр многосерийного фильма «Маленький дом в прериях». Затем были небольшие роли в короткометражках, но театр по-прежнему казался ему куда более заманчивым. Окончив школу, он решил уехать с театром на гастроли на пару лет. Но очень скоро стало ясно, что его будущее — это кино. И как только друзья позвали его, он вернулся в Нью-Йорк и его блистательная карьера киноактера началась.
 
Полноценный дебют 19-летнего Шона Пенна состоялся в 1981 году в сериале «Отбой» («Кадеты»), главные роли в котором сыграли Том Круз и Тимоти Хаттон.  Шон справился вполне достойно и легко получил свою следующую роль — в комедии «Как быстро летит время в школе Ричмонт Хай».
 
Известность пришла после съемок в криминальной драме «Плохие мальчики» в 1983 году. По мнению критиков, этот фильм вытянула игра юного Шона Пенна, исполнившего главную роль. Именно тогда его актерскую манеру начали сравнивать с игрой Роберта Де Ниро (что не прекращается и по сей день).
 
Я ходил на «Грязные улицы», и на «Таксиста», и на «Охотника на оленей». Я был на съемках «Бешеного быка»: пролез в студию в Лос-Анджелесе, где снимали сцены бокса. Де Ниро много для меня значил, был лучшим. Не только потому, что он здорово играл, и фильмы, в которых он играл, были хороши. Было видно, как он дисциплинирован и предан своему делу. Это вдохновляло. А еще у нас с Де Ниро день рождения в один день, 17 августа. Он старше, конечно. Мы даже иногда праздновали вместе.
 
Дальше были более-менее удачные роли в мелодраме «Наперегонки с луной» и криминально-комедийных «Взломщиках». Большая популярность обрушилась на Шона после роли в «Соколе и Снеговике». Триллер режиссёра Джона Шлезингера об агентах Соколе и Снеговике вышел в 1985 году, и предложения сниматься в кино буквально посыпались на Шона со всех сторон.
 
Нестандартный парень
Нельзя сказать, что у Пенна были только удачные ленты: например, у него была роль в криминальной драме «В упор», которую критики с упоением растерзали. Реабилитироваться удалось в детективе «Цвета» режиссера Дэнниса Хоппера в 1988. Здесь отчасти сбылась детская мечта о работе в полиции, Шон сыграл молодого полицейского, который пытается остановить насилие на улицах Лос-Анджелеса вместе со своим опытным напарником. Постепенно ситуация выходит из-под контроля, и город превращается в кровавое поле боя. Напряженное положение осложняется любовной интригой, возникшей между героем Шона и красоткой из одной из банд.
 
В одном из интервью Шон как-то признался, что актерство делает его несчастным, и он мечтает уйти в режиссуру. В 1991 году Пенн дебютировал как режиссер, поставив по собственному сценарию фильм «Индеец-гонец». Следующим фильмом, где Пенн выступил режиссером, стал «Постовой на перекрестке» с Джеком Николсоном в главной роли. Критики в целом одобрили Пенна-режиссера, можно сказать, что общественность восприняла его эксперименты всерьез.
 
Став режиссером, я нашел свободу, которую искал, когда был актером. Раньше я пытался найти тех персонажей и истории, которые бы вызвали у меня сиюминутный интерес и смогли бы стать отражением моего жизненного пути и, если повезет, ответить на парочку важных для меня вопросов. Я истратил на поиски долгих тридцать лет. Теперь я предпочитаю быть сценаристом и режиссером, потому что сам создаю мир и атмосферу, в которых мне предстоит прожить следующие пару лет.
 
Но, конечно, Пенн не оставил актерскую карьеру. В 1995 году последовал вполне удачный дуэт с Сьюзан Сарандон в драме Тима Роббинса «Мертвец идет». По сюжету это депрессивная психологическая история, где Шону досталась роль убийцы и насильника, приговоренного к смерти, спасением души которого озаботилась симпатичная монашка (Сарандон). За эту роль Пенн получил номинацию на «Оскар» и Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале. Бесспорно, он был чертовски убедителен в роли обаятельного злодея, и амплуа «плохого парня»-серцееда намертво прилипло к нему на долгие годы. Прищур Джеймса Дина, слеза Плаксы-Деппа, белая майка Марлона Брандо…— в этой  классической галерее красавчиков-негодяев появилась новая фигура.
 
Быть популярным — всегда проблема. Буковски как-то сказал мне: «Если слишком много людей любят тебя, значит, ты делаешь что-то не так». Меня называли «плохим парнем в кино», но знаете, задолго до этого меня — как, возможно, каждого из нас — называли гораздо худшими словами на школьном дворе. Все эти слова объединяет одно — они не имеют никакого отношения ни к чему, что происходило в моей жизни.
 
В криминальной драме Брайана Де Пальма «Путь Карлито» (1993) главная роль, конечно, не у Пенна. Крупный наркоделец Карлито Бриганте (Аль Пачино) вышел из тюрьмы и мечтает начать честную жизнь. Но репутация, прошлое и криминальные связи не отпускают его на пенсию. Просьба близкого друга, адвоката Кляйнфилда (Пенн), ввязавшегося в опасную игру, тянут Карлито обратно в мир боли. Пенн выразительно играет второстепенного персонажа, хотя узнать его в рыжих кудряшках и в очках не так просто. Вроде бы Пенн согласился сыграть Дэвида Кляйнфельда только чтобы он смог профинансировать свой собственный фильм “Постовой на перекрестке”. Критики изрядно потрепали Де Пальма за весь набор его привычных сцен, но обрадовались отсутствию женоненавистничества, предположив, что его взгляд на мир смягчили отцовство и второй брак.
 
Худшие фильмы Брайана Де Пальмы раздражающе притягательны: вы не можете полностью отклонить их. Тем не менее, даже лучшие его произведения обезображены, как будто режиссер не может подняться на художественную высоту. "Путь Карлито", слепленный из двух романов Эдвина Торреса ("Путь Карлито" и "После работы”), находится где-то посередине.  Великолепно исполнение Пенна. Практически неузнаваемый в очках и с рыжими, вьющимися локонами, это замечательный подонок, яппи, весь в кокаине, и да — он берет на себя слишком много. Но за отвлекающими внимание деталями, лежащими на поверхности, нет ничего человеческого. В тот момент, когда Де Пальма сорвет маски со своих героев, они оживут и начнут дышать — и то же произойдет с его фильмами. (The Washington Post).
 
 
Сладкий и гадкий
В 1997 году Пенн сыграл главную роль в романтической мелодраме Ника Кассаветиса «Она прекрасна». Его Кассаветис поставил по сценарию своего покойного отца, и можно только удивляться, кем только не наполнил свою историю Джон Кассаветис: тут полно дураков — очаровательных и притягательных, которые буквально готовы умереть за любовь.
 
Сюжет прост: Эдди (Пенн) безумно любит свою жену Морин (Робин Райт, на тот момент супруга Шона Пенна). Эдди сильно пьет, неуравновешен, временами напрочь безумен. Когда к Морин пристает гадкий сосед (Гандольфини), Эдди слетает с катушек и попадает в дурдом, где и застревает на 10 лет. Выйдя на свободу, он узнает, что его жена замужем за другим (Траволта). Пара комичных схваток, и любовный треугольник разрушен. Казалось бы, незатейливо, и вроде бы нечего особенно играть. Однако, Пенн и Райт смогли выжать из своих ролей максимум. Совершенно неузнаваемый, то длинноволосый безумец, то красавец-блондин, Пенн полностью перевоплотился в замечательного fool for love Эдди.
 
Оказалось, что он умел не только выразительно поднимать бровь и бросать томные взгляды. Своей игрой он смог и растрогать и насмешить до слез. Прекрасное чувство юмора сценариста, режиссера и актеров создали потрясающе легкий и остроумный фильм.
 
Яркое и масштабное исполнение Шона Пенна, Робин Райт Пенн и Джона Траволты переводят разгульные излишества фильма в область доброй и богатой на эмоции сказки, похожей на миры из фильмов старшего Кассаветиса.  Их персонажи вовсе не призваны казаться реальными: они лишь хотят показать правдивые чувства. И Ник Кассаветис подчеркивает, что обостренная страсть не добавляет счастья в формулу счастливой семьи. Сдержанность — куда как более желанный ингредиент, но какой скучный! Хотя работа Кассаветиса-младшего не обладает всей благодатной палитрой работ его отца, он тоже сумел раскрыть каждый из актерских талантов, занятых в его фильме. "She’s So Lovely" (скорее, "She's so DeLovely") достигает своей кульминации в причудливо смешной, сказочно бескомпромиссной сцене развязки.   Достаточно сказать, что в наше время, в киномире, который многим обязан эмоциональным открытиям Кассаветиса, взорвать Белый дом все еще представляется более этичной идеей, чем делать то, что творится в этом кино. Потрепанная поэтичность, пьяный взгляд на мир и море вредных привычек — вроде бы уже в прошлом, сейчас так не носят. Но отчаянная бравада и эпатажный романтизм — навсегда. (NY Times).
 
К моменту съемок у Кассаветиса у Пенна уже проявилось его «фирменное» качество — невероятно трогательная, беззащитная, детская и чуть ли не юродивая доброта. Он поразительно лавирует между крайностями, демонстрируя то смирение Иисуса, то ярость «плохого парня».
 
В «Сладком и гадком» (1999) Вуди Аллена Шон довел оба контрастных амплуа до вершин мастерства, а местами и до фарса. Псевдобиопик о великом джаз-гитаристе Эммете Рэе — это история жизни, от начала и до конца сочиненная Вуди Алленом. Реальность персонажа Рэя тут дело десятое, сага совсем об ином. Вуди Аллен, большой поклонник джаза, в начале фильма признается, что всегда мечтал снять фильм о гениальном музыканте, алкаше, бабнике и хаме. Рей пил, воровал и сутенерствовал. Любил он только свою музыку и свой гений, девушек менял как перчатки. Недурно зарабатывая концертными выступлениями, тем не менее, он все время на мели, просаживая деньги на подарки, одежду и покер. Привязавшись к бессловесной девушке Хэтти (Саманта Мортон),  Рэй без без малейших сомнений и сожалений меняет ее на шикарную Бланш (Ума Турман).  Страсти бушуют, но морали у Аллена никакой нет. Финал фильма открытый, герой просто исчезает.
 
Понятия не имею, что произошло с Эмметом Рэем. Он просто взял и исчез, кажется. Но за предыдущие пару лет он сделал свои по-настоящему лучшие записи. Никогда ещё он не играл так красиво, так трогательно. Казалось, что-то в нём раскрылось. Это было волшебство, потому что, наконец он во всём был так же хорош, как и Джанго Рейнхардт. И тогда он просто, знаете, испарился. Понятия не имею. Кто-то говорил, что он уехал в Европу… Кто-то считал, что он вообще перестал играть. Но, к счастью, у нас остались его последние записи. И они превосходны. Они совершенны и прекрасны (Вуди Аллен).
 
Собирательный образ мачо-засранца, эдакого сферического музыканта-серцееда в вакууме, пришелся по сердцу и зрителю, и киноакадемикам. Пенн уверенно солирует на протяжении всего фильма, он прекрасно справляется и c комедийными, и с романтическими, и с драматичными сценами, и заслуженно получает свою вторую номинацию на «Оскар». Странно, но в прокате фильм не особенно заработал, зато собрал богатый урожай положительных отзывов прессы, а Пенн – множество новых поклонников.
 
Эммет — богатый персонаж, и одно удовольствие лицезреть Пенна в этой роли. Великоватый белый костюм, густые волосы, зализанные на пробор, просто квинтэссенция гения-подонка: на свои выступления он всегда опаздывает или не является вовсе; хам, соблазняющий женщин, которые любят его от этого не меньше; блестящее музицирование, если он не пьян (но иногда даже лучше, когда пьян). (San Francisco Chronicle).
 
Ускользающий Оскар
Первая номинация на «Оскар» досталась Пенну за роль убийцы в фильме «Мертвец идёт». Ещё две номинации он заработал за главные партии в «Сладком и гадком» и в «Я – Сэм» (2001). Чтобы вжиться в роль аутичного Сэма, Пенну довелось немало времени провести в центре для умственно отсталых больных.
 
Это весьма выдающаяся актерская работа о сложной доле умственно отсталого отца, который борется за опеку над своей 7-летней дочерью (Дакота Фаннинг). Но все номинации на главную кинопремию так и остались лишь номинациями, а статуэтка продолжала дразнить и ускользать.
 
Но в 2003 году Оскар всё же достался Шону Пенну. Это случилось после выхода детективной драмы Клинта Иствуда «Таинственная река». Детектив был снят по мотивам романа Денниса Лихейна за 39 дней. Пенну досталась крайне тяжелая роль Джимми Маркума, отца жестоко убитой 19-летней девушки. Обезумевший от горя отец балансирует на грани совершения преступления, он жаждет мести. Даже самое каменное сердце будет растоплено душераздирающим исполнением Пенна. Интрига — кто же убийца — держит зрителя в неведении до самого конца фильма, в лучших традициях Агаты Кристи. И будет ли наказан убийца разгневанным отцом — вторая загадка.
 
Клинт Иствуд выложился полностью, он показал все, что знает о режиссуре. Его фильм подкрадывается незаметно и начисто срывает вам башню. Вы не сможете выкинуть его из головы. Это и правда какая-то мистика, нечто гипнотическое. Иствуд не показывает зрителю свое лицо, но его жесткий прищур мы хорошо знаем со времен Грязного Гарри, и его дух пронизывает каждый кадр. Яростная и блестящая игра Пенна — главное в фильме. Его герой Джимми прет напролом, в нем едва сдерживаемая сила, готовая вырваться наружу. Смерть его дочки — катализатор. Есть в Джимми нечто такое, о чем не имеет понятия даже его жена. Возможно это самые мощные два часа экранного времени из всей звездной карьеры Пенна. Хотите зрелища, которое накрепко прикует вас к экрану? Не пропустите Пенна в «Таинственной реке». (Rolling Stone)
 
Следующий Оскар пришел к Шону Пенну через 5 лет: он появился в неожиданном образе гражданского активиста - гея в политической драме Гаса Ван Сента «Харви Милк».
 
Святой Харви
«Милк» (2008) — это сага о жизни реально существовавшего американского политика по имени Харви Милк, первого открытого гея во власти. В начале 1970-х в США процветала гомофобия. Заявить о своей ориентации и быть избранным на государственный пост — такого невозможно было даже представить. Милк создал важный прецедент своим избранием и привлек внимание к проблемам «меньшинств». Благодаря его усилиям приняли закон, защищающий права геев, а также была сорвана попытка утвердить дискриминационный закон, так называемую «инициативу Бриггса».
 
Пост члена наблюдательного совета Сан-Франциско Милку было суждено занимать всего 11 месяцев. В 1978 году Харви Милк и мэр Сан-Франциско Джордж Москоне были застрелены Дэном Уайтом, «защитником семейных ценностей" и давним противником Милка. Суд признал Уайта виновным и приговорил к почти восьми годам заключения за двойное убийство. Карьера Харви оказалась недолгой, но сам он стал одной из наиболее известных личностей Сан-Франциско, обретя звание «мученика за права геев». В 2002 году Милка признали самым известным из открытых ЛГБТ-политиков, когда-либо избранных в Соединённых Штатах, а в 2009 году президент США Барак Обама посмертно наградил Харви президентской медалью Свободы. Журнал «Time» внёс Милка в список ста героев XX века, его именем названы площадь, центр искусств, школа и библиотека, ему были посвящены пьесы, книги и документальные фильмы.
 
Гас Ван Сент в своем художественном фильме о Харви Милке сделал акцент именно на политической карьере, отдав большую часть повествования демонстрациям, митингам и хронике реальных событий 1970-х. Ван Сент и Шон Пенн обнажили не личную жизнь Харви, они раскрывали несовершенство системы, казалось бы, самого демократического государства. О взаимоотношениях и любовных переживаниях Милка рассказано не так подробно, как о политических дебатах и гонениях. Если бы не актерский гений Пенна, то выдержать этот почти трехчасовой эпос было бы невозможно.
 
В «Милке» Шон Пенн продемонстрировал возможность мастерского воплощения сложного психологического образа, персонаж его неоднозначный, овеянный романтическим геройством. Критики были весьма благосклонны и к режиссеру, и к исполнителю главной роли, а американские киноакадемики не поскупились на пару Оскаров.
 
Это менее всего вопрос сексуальности, тут не столько гетеросексуальный актер "играет гея", сколько блестяще выписан темперамент. В отличие, скажем, от Джимми Маркума, (в "Таинственной реке" Клинта Иствуда), Харви Милк — экстраверт и насмешник, человек, у которого экспансивное, иногда чрезмерно эпатажное поведение маскирует острый ум и непоколебимую волю. Все это Пенн показывает легко, без усилий, посредством голоса и жестов. Но что поражает больше всего, так это как он передает безграничную доброту Милка, его личную добродетель и достоинство, возведенные и в политический принцип. Нельзя не сказать: «Милк» — простой, солнечный, добрый фильм, а его главный герой — либеральный святой. В этом фильме есть и праведный гнев, и подкупающее лирическое настроение. Ван Сент часто практикует своего рода романтизм, позволяя своим историям разворачиваются как бы самим по себе, вливая в них  меланхолию красоты. (New York Times).
 
Шон Пенн известен своей активной жизненной позицией, и иногда он снимается в фильмах, которые отражают его либеральные политические взгляды. Также его имя постоянно звучит в новостях по самым разным поводам. Например, в 2002 году Пенн заплатил 56 000 долларов за публикацию открытого письма Джорджу Бушу в The Washington Post. В письме, опубликованном на правах рекламы, Пенн подверг критике американскую политику в отношении Ирака.
 
Актер позиционирует себя как "эмпирического журналиста", который пишет только о своих личных переживаниях и встречах. Шон мотался по мексиканскии джунглям, где скрывался наркобарон Гусман (Коротышка), чтобы взять у него интервью. На следующий день после ареста лидера наркокартеля Rolling Stone опубликовал отчет Пенна о визите к преступнику. Пенн стал единственным, кто смог получить такой уникальный материал. Власти Мексики и профессиональные репортеры возненавидели Пенна как выскочку.
 
В своих комментариях по поводу критики, которая обрушилась на него после публикации интервью с Гусманом, актер заявил, что многие осуждают его из зависти. Шон говорит, что журналист с традиционным подходом просто-напросто не смог бы взять это интервью. Тем не менее Пенн не смог добиться желаемой реакции общественности на интервью с наркобароном, поэтому он считает статью провальной. Шон говорит, что власти Мексики были унижены тем, что актер сумел обнаружить преступника раньше них. Вероятно, именно мексиканское правительство активно поддерживает слухи о том, что Пенн причастен к поимке наркобарона, чтобы спровоцировать наркокартель на агрессивные действия по отношению к нему. Тем не менее актер не опасается за свою жизнь. В своем интервью с Гусманом Шон преследовал вполне определенную цель: поднять вопрос о политике борьбы с наркотиками. Пенн считает, то если сосредоточить максимум усилий исключительно на поимке лидеров наркокартелей, то полученные результаты будут крайне неутешительными. Актер говорит, что продавцы и покупатели наркотиков делают не меньший вклад в проблему усугубления наркотизации населения, чем сами наркобароны. (CBS)
 
Начав волонтером, Шон Пенн стал послом Гаити и первым в истории чиновником, не являющимся гражданином этого государства. Он собирает огромные грузы медикаментов и гуманитарной помощи, почти все оплачивая из своего кармана. 
 
Меня давно преследовало чувство стыда перед людьми, которые вынуждены каждый день сражаться с нищетой и болезнями. Последние 20 лет я выполнял обязательства перед семьей, детьми и не мог позволить себе других. Сейчас я свободен, одинок, стало быть, моя голова и руки принадлежат людям, которым они действительно нужны. Ненавижу слово «гуманность». На Гаити меня обвиняли в том, что я не забочусь о китайцах, которые приезжают за органами мертвых людей, жертв катастрофы. На что я отвечал: у меня тут семьдесят два человека, которые будут жить, если я вовремя доставлю их в больницу, и если вы нашли 5-6 трупов, чьи органы собираетесь отправить в Китай, то лично у меня на это времени нет, я пытаюсь помочь живым. По их словам, это было не гуманно. Ну что ж, значит, я не гуманный. Придется с этим жить.
 
Сегодня Шон Пенн — одна из самых противоречивых, прогрессивных и талантливых мегазвезд Голливуда. Он славится своим виртуозным и вдумчивым исполнением глубоких и сложных характеров. А его поклонники прежде всего видят в нем невероятно доброго и настоящего человека, что явно большая редкость среди алчных и тщеславных нарциссов, которыми известен шоубизнес. .
 
Я всего лишь очередной подонок, который думает, что он – хороший человек. А что здесь такого? Все так думают о себе.