Мэттью Бродерик



Актер-комик, известный в основном своим мальчишеским обаянием, Мэттью Бродерик родился 21 марта 1962 года в Нью-Йорке. Его родители – драматург и художница Патрисия Бродерик и актер Джеймс Бродерик, католик ирландского происхождения. Отец Мэттью имеет также английские корни, а мать была из еврейской семьи родом из Германии и Польши.
 
Да, я еврей, но меня никогда не привлекала религия, и, если честно, я понятия не имею, что мне делать с моим еврейством, какие традиции соблюдать, что можно делать, а что нельзя. И пока у меня нет времени, чтобы уделить больше внимания своим корням.
 
Бродерик много лет женат на Саре Джессике Паркер. Супруги воспитывают троих детей и считаются чуть ли не самой крепкой парой Голливуда. Бродерик сам возит сына в школу на метро, а Паркер гуляет с дочками по Нью-Йорку: чета актеров являет собой удивительный пример человеческого партнерства и взаимного уважения.
 
Мальчишеский шарм
 
Мэттью занялся актерским мастерством в Уолденской школе в Нью-Йорке, после того как ему пришлось оставить активные занятия спортом из-за травмы колена. Он подавал большие надежды как игрок в американский футбол, но врачи не советовали рисковать.
 
Отец пригласил Мэттью сыграть на сцене, когда парню было 17 лет, и он дебютировал в постановке театральной студии в спектакле «День святого Валентина». Реальный старт карьере Мэттью дало участие в двух проектах Нила Саймона: в пьесе «Воспоминания о Брайтон Бич» (1982-1983) и в художественном фильме «Макс Дуган возвращается» (1983).
 
Бродерик сыграл Юджина в «Билокси Блюз» (1988), второй части трилогии Саймона, причем и в бродвейской постановке, и в экранизации (Biloxi Blues,1988). В третьей и последней части трилогии он был заменен Джонатаном Сильверманом. За роль Юджина юный актер был удостоен премии “Тони”, и стал чуть ли не самым молодым лауреатом за всю историю ее существования.
 
В 1983 году, тогда же, когда вышел и «Макс Дуган возвращается», у Бродерика случился первый серьезный успех на большом экране – он блестяще сыграл в легкой подростковой комедии  «Военные игры»
 
Это захватывающая история о школьнике, который поневоле стал настоящим хакером. Думая, что взламывает компанию по разработке компьютерных игр, он запускает игру в «глобальную термоядерную войну». Но для системы нет разницы между реальностью и игрой, а остановить искусственный интеллект нельзя.
 
Для своего времени эта комедия была очень передовой и даже революционной: режиссер Джон Бэдэм и сценаристы осмыслили столкновение новой техники с человеческим фактором и впервые заговорили о проблеме самосознания искусственного интеллекта (номинация на Оскар за лучший сценарий вполне заслужена).
 
Бродерик играет главную роль свободно и легко, во всем великолепии “мальчишеского шарма”. Критики засыпали юного актера дифирамбами, а девочки со всей Америки -  восторженными письмами.
 
Сценарий Паркса и Лоуренса Ласкера держит зрителя в напряжении, и Бэдэм поставил фильм в весьма динамичной манере, но это фильм Мэттью Бродерика. (Empire)
 
После столь удачного дебюта последовало не менее звездное продолжение карьеры. Бродерик начал сниматься во многих фильмах, причем в главных ролях. Наиболее известными стали фильмы «Выходной день Ферриса Бьюллера», «Семейное дело», «Слава», «Ночь, в которую мы с тобой так никогда и не встретились», «Годзилла», «Инспектор Гаджет», «Степфордские жёны», «Продюсеры», «Добро пожаловать, или Соседям вход воспрещён».
 
За главную роль в комедии Джона Хьюза «Выходной день Ферриса Бьюллера» (1986) Бродерик был удостоен премии “Золотой глобус” за лучшую мужскую роль. Интересно, что эту роль предлагали сыграть Джонни Дэппу, но тот отказался ради участия в других проектах.
 
Искрометный шедевр режиссера Джона Хьюза, которого часто называют “философом юности” (его фильмы «Шестнадцать свечей», «Клуб завтраков») показал Бродерика с самой выигрышной стороны. Это своеобразная сага о подростковом бунте против косности и ханжества взрослого мира. Старшеклассник Феррис (Бродерик) легко обводит вокруг пальца тугодумов-учителей, помогает решать проблемы неуклюжему другу (Джеффри Джонс), поет и гоняет на красных спортивных автомобилях.
 
Фильм решает проблемы довольно схематично и упрощенно. Но “сердце” фильма находится в нужном месте, и «Феррис Бьюллер» не приторный, причудливый и милый. Это один из самых невинных и искренних фильмов за долгое время, классная, сердечная комедия о подростке, который пропускает школу, чтобы он мог помочь своему лучшему другу обрести чувство собственного достоинства. (Chicago Sun Times)
 
Бродерик великолепно смотрится в кадре, он красив как Джеймс Дин и, хотя ему и не хватает грации Джона Траволты и харизмы Патрика Суэйзи, он выглядит 100% голливудской звездой. Фильм сделал прекрасные кассовые сборы, многократно окупившись в прокате.
 
Это лучший подростковый фильм Джона Хьюза, и это призыв действовать всем, кто не хочет прозябать всю жизнь в тоске и печали. (Film Threat)
 
Реальность кусается
 
В августе  1987 года Бродерик  в Ирландии попал в сильнейшую автомобильную аварию, в результате которой погибли две женщины. Он перепутал полосы движения, выехав на встречную, Мэттью столкнулся с другим автомобилем, обе пассажирки которого (28-летняя женщина и ее мать) погибли на месте.
 
Вместо реального тюремного срока актера приговорили к штрафу, что вызвало огромный скандал и возмущение в СМИ. После трагических событий от Мэттью ушла его девушка Дженнифер Грей, звезда фильма «Грязные танцы». Бродерик заплатил небольшой штраф семье погибших. Сам он сломал ногу в этой аварии, и это была прямая цитата из “Выходного дня Ферриса Бьюллера“ – там есть точно такая же сцена. 
 
После этих событий Бродерик на несколько лет впал в глубокую депрессию, выйти из которой ему помогла встреча с будущей женой — Сарой Джессикой Паркер. Они познакомились на одной из нью-йоркских вечеринок в 1991 году, и это была любовь с первого взгляда.
 
Сегодня, когда Паркер обрела всемирную известность благодаря роли Кэрри Брэдшоу “Секс в большом городе”, ее слава многократно превышает славу мужа. Но супруги не раз говорили в интервью, что их этот факт не сильно беспокоит.
 
Мне дорога карьера, ни за что не готова бросить профессию ради семьи. Но понимаю, что ничего дороже мужа и детей для меня нет. К счастью, они это осознают. Никаких клубов и тусовок вне съемочной площадки, я — образцовая жена и мать. А мой муж делает много работы по дому. Он делает покупки и готовит для всех нас. Есть много вещей, которые он делает лучше меня. Мы заботимся друг о друге. (Сара Джессика Паркер)
 
В 1988 году Мэттью Бродерик исполнил роль персонажа по имени Алан в нашумевшей картине о взаимоотношениях гомосексуалиста и бисексуала в комедийной мелодраме «Сентиментальная песня». Среди наиболее успешных фильмов того времени с участием Бродерика можно назвать криминальную комедию «Новичок» с Марлоном Брандо, комедию 1992 года «В опасности», мелодраму Уоррена Лайта «Ночь в которую мы с тобой так никогда не встретились», известный комедийный детектив «Инспектор Гаджет».     
В 1996 году Бродерик попытался, как говорят в Голливуде, “носить сразу три шляпы”: он выступил в качестве сопродюсера, режиссера и актера фильма “Бесконечность”.  Он тесно сотрудничал со своей матерью, которая написала сценарий.
 
Фильм рассказывает о молодости знаменитого американского физика-ядерщика Ричарда Фейнмана и о его первой любви.
 
Ричард Фейнман получил Нобелевскую премию по физике в 1965 году. Он был одним из самых интересных людей XX века. Будучи еще очень молодым человеком, он произвел теоретические изыскания в Лос-Аламосе по созданию атомной бомбы. В 1960 году он произнес свою известнейшую «Речь Фейнмана», в которой описал новую науку о нанотехнологии - манипулировании очень маленькими предметами (среди прочего он сказал, что полное содержание Британской энциклопедии можно разместить на кончике иглы). Эта речь проложила путь к крошечным микропроцессорам кремниевых микросхем, которые сделали возможными современные компьютеры. В конце своей жизни, проведя простой эксперимент со стаканом ледяной воды, этот физик разрешил тайну катастрофы челнока Challenger. Он умер в 1988 году.
 
Фигура нобелевского лауреата крайне занимательная, неудивительно, что Бродерик увлекся изучением его личности: в 1960-х годах Фейнман участвовал в экспериментах своего друга Джона Лилли по сенсорной депривации. В книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» он описывает многократный яркий опыт испытанных галлюцинаций в специальной камере с солёной водой, изолированной от внешних воздействий. В ходе экспериментов Фейнман курил марихуану и принимал кетамин, однако пробовать ЛСД отказался, опасаясь повредить свой мозг. Тем удивительнее, что Бродериков (мать и сына) заинтересовала не эта сторона великого физика, а его личная жизнь. «Бесконечность» отражает период жизни Фейнмана (его сыграл сам Мэттью Бродерик) с конца 1930-х до середины 1940-х годов, когда он ухаживал за Арлин Гринбаум (Патрисия Аркетт).  Молодой ученый и его невеста вместе преодолевают различные трудности.
 
«Бесконечность» – милая история об умных людях, которые знают, что их счастье преходяще; история небольшая и трогательная. И эта история любви покорила меня.  У молодой пары Бродерика и Аркетт происходит чудная и непринужденная “химия”. Фильм, поставленный режиссером Бродериком по сценарию его матери Патриции, более всего сфокусирован на внутренних переживаниях героев. (Chicago Sun Times)
 
Симпатичное кино в целом было благосклонно принято кинокритиками, но совершенно не заинтересовало зрителя. К сожалению, семейная коллаборация Бродериков не имела коммерческого успеха, и осталась единственным подобным опытом Мэттью – с тех пор он ни разу не испытывал себя в качестве продюсера или режиссера.
 
За сцену с Джимом Керри в фильме “Кабельщик” Мэттью получил номинацию «лучшая драка» на премии MTV 1996 года. Эта черная комедия режиссёра Бена Стиллера при бюджете 47 млн долларов собрала более 102 млн. По сюжету Стивен Ковач (Мэттью Бродерик) из-за проблем с девушкой  переезжает в новую квартиру. Чтобы настроить телевизор, он вызывает телемастера (так, по идее, и нужно было перевести название фильма – “Телемастер”). Им оказался Чип Дуглас (Джим Керри), который убирает все помехи и незаконно подключает Стивена к платным каналам. Между ними завязываются приятельские отношения, разорвать которые непросто.
 
Бродерик отлично смотрелся в кадре вместе с гениальным Джимом Керри, для которого, по словам кинокритиков, “этот полуудачный фильм стал словно генеральной репетицией для более триумфального «Шоу Трумена».
 
Бродерик не проигрывает Керри ни в исполнительском мастерстве, ни в личном обаянии. Но большинство рецензий, посвященных “Кабельщику”, отдавали должное режиссеру Стиллеру и комику Керри, начисто игнорируя Бродерика.
 
От Джима Керри, любимца американской публики, ждали новой эксцентрической комедии, но он решил продемонстрировать наличие в своих комично-экстравагантных персонажах пугающего начала. …подспудная идея человеческой некоммуникабельности в мире всеобщей кабельной коммуникации пропадает втуне. А картина в целом оставляет хаотичное впечатление — как у телезрителя, который от нечего делать переключается машинально с канала на канал. (3500 рецензий)
 
В 1998 году Бродерик впервые попробовал себя в новом жанре - и снялся в блокбастере “Годзилла” вместе с Жаном Рено. “Годзилла” сделала отличные кассовые сборы, но совсем не понравилась кинокритикам.
 
Фильм 1999 года “Выскочка” (на самом деле, фильм называется “Выборы”) режиссера Александра Пейна дал Бродерику возможность поработать на одной съемочной площадке с Риз Уизерспун. Фильм повествует о выборах в школьный совет,  которые по мощности накала не уступают политическим, особенно если за дело берется отличница Трейси Флик (Риз Уизерспун). Когда Трейси выдвигает свою кандидатуру на пост президента школьного совета, учитель Джим МакАллистер (Мэттью Бродерик) приходит в ужас.
 
Ранее Флик стала причиной увольнения и распада семьи коллеги Джима, так что преподаватель пускается во все тяжкие, чтобы не допустить избрания Трейси.  Великолепный живой сценарий, полный острых сатирических выпадов в адрес “американской мечты” и демократических выборов. Удивительно, но фильм не стал сенсацией, полностью провалившись в прокате.
 
Сатира сезона, веселая, резкая как бритва – мощное обвинение американской мечты. (Washington Post)
 
2000-е
 
В 2000-х годах наибольшую популярность Мэттью Бродерику принесли фильмы «Стэпфордские жены», «Удивительный мир» и «Как украсть небоскреб», вышедший в 2011 году.
 
В 2004 году Бродерик принял участие в поистине звездном кинопроекте, сыграв одну из главных ролей в фильме “Степфордские жены”, вместе с Николь Кидман, Бетт Мидлер, Гленн Клоуз и Кристофером Уокеном. Это вторая экранизация одноимённого романа «Степфордские жёны» известного мастера триллеров Айры Левина (первая была сделана ещё в 1975 году режиссёром Брайаном Форбсом).
 
Картина была очень ожидаемой в Америке, хотя имелись большие сомнения в итоговом продукте, так как съёмки сопровождались постоянными скандалами продюсеров с актёрами, студии с продюсерами и так далее.
 
Напряжение в процесс внёс конфликт продюсера Скотта Рудина с главой компании Miramax Харви Вайнштейном. Рудин был зол на Вайнштейна за то, что тот не позволил Николь Кидман приехать на Венецианский фестиваль в рамках промокампании её предыдущего фильма «Запятнанная репутация».
 
Кроме того, первоначально съёмки картины доверили Гасу Ван Сенту, но режиссёр заболел и выбыл из проекта, из-за чего часть сценария переписывалась, а многие сцены переснимались — за счёт этого съёмочный период значительно увеличился, а жанр картины изменился с комедийного триллера на «чёрную комедию». Недовольство проволочками было всеобщим.
 
Актеры тоже плохо ладили между собой: у Кидман совершенно не сложились отношения с пришедшим на замену Джону Кьюсаку Мэттью Бродериком. Гленн Клоуз дико возненавидела Бетт Мидлер (съёмочный график грозил помешать её концертному туру, а также записи нового музыкального альбома), которая, в свою очередь, не поладила с Кристофером Уокеном. Уокен же был недоволен измененным финалом, из-за чего на съёмках между Уокеном и Рудиным вспыхивали постоянные ссоры.
 
Я успела закончить съёмки ещё в двух картинах, а съёмкам „Степфордских жён“ нет конца и края. (Глен Клоуз)
 
После тестовых просмотров для публики картину несколько раз перекраивали,  сглаживая чересчур мрачную атмосферу и жутковатый финал.
 
Уже по выбору кандидатуры режиссёра Фрэнка Оза нетрудно предположить, что на сей раз получится отнюдь не пугающий фильм об опасностях антифеминизма и слепой веры мужчин в технократический рай, который якобы можно создать в отдельно взятом городке Степфорд в штате Коннектикут. Выбор этого места отнюдь не случаен — не только из-за косвенной отсылки к популярному фантазийному сочинению Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», но и по причине типичности данной среднеамериканской глубинки в Новой Англии, где так и хочется открыть ещё один Новый Свет взамен неудавшегося. (Сергей Кудрявцев).
 
По сюжету пережившая нервный срыв  популярная  телеведущая Джоанна (Кидман) переезжает вместе с мужем Уолтером (Бродерик) и детьми в городок Степфорд, штат Коннектикут. Этот райский уголок пугающе идеален, все женщины – счастливые блондинки-домохозяйки, но что-то тут не так… в общей безмятежности есть нечто настораживающее.  Джоанна решает во что бы то ни стало докопаться до тайны, которую скрывает безупречный город и степфордские жены.
 
Фильм, задуманный как мощный сатирический выпад, получился ровно на половину: он яркий, рекламно-кричащий, гротескный, но из него будто вытащили какую-то важную часть. По мнению кинокритиков, именно неурядицы и ссоры всех со всеми сыграли роковую роль в успехе картины и том, каким в конце концов вышел фильм, получивший, в основном, негативные отзывы. Фильм окупился в прокате, но не стал хитом и не собрал наград.
 
Бродерик выжал максимум из своей роли, и строгие критики его пощадили, полностью проигнорировав. Можно сказать, что его “мальчишеский шарм” плавно перерос в элегантное обаяние среднего возраста.
 
Это так плохо, что даже хорошо: спорадически забавный, местами иногда смешной, но в конечном счете слабый и бессмысленный способ убить время. (Miami Herald)
 
Король Лев
 
Помимо актерских работ, в творческой копилке Бродерика – озвучание ряда анимационных персонажей, в том числе льва Симбы в известном мультфильме студии Уолта Диснея «Король Лев». Первая часть этого мега-популярного мультфильма вышла в 1994 году, и при бюджете в 45 млн долларов общие кассовые сборы превысили 987 млн! Этим невероятным успехом мультик обязан нескольким факторам: трогательный сюжет, прекрасная анимация, и…голоса актеров озвучания (в трейлере сказано: “великая музыка и невероятная история!”). По величине кассовых сборов, пересчитанных с учётом инфляции, “Лев” занимает 24 место за всю историю американского кино.
 
Если и характеризовать данное произведение на манер американских, это всё равно не даёт ключа к разгадке феноменальных результатов картины Роджера Аллерса и Роба Минкоффа как в США, так и в других странах мира. Почему она почти в полтора раза превзошла по коммерческим результатам «Аладдина», не говоря уже о «Красавице и Чудовище» или «Русалочке» — ведь обе изобретательны по режиссуре и занимательны в качестве музыкального действа?! Может быть, все устали от компьютерных сложных эффектов и возжелали экранных рисунков на уровне контурных карандашных набросков?! (3500 рецензий)
 
Конечно, один из самых успешных мюзиклов в истории кино не мог обойтись без скандала. «Короля Льва» выпускали как первый мультфильм, основанный на оригинальном сценарии. До этого студия Disney опиралась на сказки разных стран. Оригинальность «Короля Льва» и уникальность работы его создателей Роджера Аллерса и Роба Минкоффа признавали и скептики, и поклонники. Однако, в 1966 году в Японии был снят мультфильм «Кимба, белый лев», с очень похожим набором героев, образов и амплуа.  О плагиате заявил японский мультипликатор Мачико Сатонака. Он собрал сотни подписей работников японской анимации и направил в Disney открытое письмо. На что получил ответ, мол, на студии никто никогда не слышал про «Императора джунглей» или «Кимбу». На самом деле звучит не очень убедительно, потому что, во-первых, мультсериал про Кимбу показывали на NBC, во-вторых, даже Мэттью Бродерик, озвучивший Симбу, поначалу думал, что ему предложили подарить голос Кимбе. «Я был уверен, что речь про белого льва из мультфильма, который я смотрел в детстве», — признавался Бродерик в 1994 году в одном из интервью. Студия Disney же настаивает на оригинальности, заявляя, что никто не черпал вдохновения в японской манге. Вопрос до сих пор не урегулирован.
 
Фильм завоевал две премии «Оскар»: за песню Элтона Джона Can You Feel the Love Tonight и за музыку Ханса Циммера, три премии «Золотой глобус», три премии «Грэмми». Быстро стал одним из самых продаваемых мультфильмов на VHS всех времен и народов.
 
Вторая часть “Король Лев 2: Гордость Симбы” вышла в 1998 году; Бродерик также озвучил Симбу. «Король Лев» был настолько успешен, что австралийское телевизионное подразделение Диснея выпустило на видео продолжение, события которого развиваются вокруг взросления Киары, дочери Симбы. C мая 1995 по 1999 выходил телесериал «Король лев: Тимон и Пумба», основанный на фильме, где всё внимание сосредоточено на дуэте суриката и бородавочника. «Король Лев 3: Хакуна матата» является вторым продолжением, вышедшим на видео в 2004 году.
 
В 2008 году Мэттью Бродерик отказался от участия в сериале “Во все тяжкие”, и главная роль в культовом проекте досталась Брайану Крэнстону.  Сегодня представить себе Бродерика в роли мистера Уайта вряд ли сможет даже самый смелый мечтатель – видимо, Бродерик сразу понял, что эта роль типажно не его.
 
В 2015 году на Бродвее состоялась премьера комедийного спектакля Sylvia, в котором одна из главных ролей досталась Мэттью Бродерику. Он блестяще с ней справляется, подтверждая свою репутацию хорошего театрального актера.
 
Снявшись в общей сложности в более чем 70 различных проектах, Мэттью и сегодня продолжает активно работать.