Тони Коллетт



Антония (Тони) Коллетт родилась 1 ноября 1972 года в австралийском Сиднее, в семье Боба и Джуди Коллетт; ее отец - водитель грузовика, мать – клерком в некоей конторе. Тони – старший ребенок в семье, росла с двумя братьями, Кристофером и Беном. Девочка с раннего детства обладала ярким воображением и недюжинным даром перевоплощения, а также умением убеждать: в возрасте одиннадцати лет Тони сымитировала приступ аппендицита, просто так, от нечего делать... Родители и доктора поверили маленькой врушке и, не усомнившись в ее страданиях, удалили аппендикс, хотя анализы были безупречны и не вызывали опасений за здоровье.
 
В подростковом возрасте Тони впервые вышла на сцену, исполнив роль в мюзикле «Госпел»; девушка была хороша собой, музыкальна, недурно пела и танцевала. В старших классах Коллетт уже наверняка знала, что станет актрисой.
 
Поступив с первой же попытки в Национальный институт драматического искусства, Тони параллельно ходила на курсы актерского мастерства и сценического движения при Австралийском молодежном театре; впрочем, не доучившись, вскоре она забросила учебные аудитории ради настоящей роли в постановке «Дядя Ваня».
 
Мюриэл
 
Собственно, профессиональная творческая биография Коллетт началась в 1990 году с небольшой роли в сериале «Примитивная страна». Через два года она дебютировала в полнометражной ленте «Эксперт». А заговорили о Тони в 1994 году, уже после ее третьего фильма: она сыграла главную роль в романтической и ироничной мелодраме «Свадьба Мюриэл».
 
Тони говорила, что для образа Мюриэл ей понадобилось очень быстро, всего за семь недель поправиться на 18 килограммов. Но подкупила зрителя она не пышными формами: в молодой актрисе обнаружился уникальный дар – она умеет раскачать зрителя на сочувствие и сопереживание.
 
Эмпатия кинокритиков и кинозрителей была настолько серьезной, что исполнение 22-летней Тони было отмечено премией за лучшую женскую роль Австралийским киноинститутом. Действительно, можно сказать, что вся Австралия оказалась у ног юной Тони, настолько все были впечатлены и покорены её героиней. Кстати, за всю свою карьеру премию Института кино Австралии как лучшая актриса она получила в общей сложности четыре раза.
 
«Свадьба Мюриэл» на первый взгляд незатейливый фильм австралийского режиссёра П. Дж. Хогана. Почему же он так тронул зрителя? Наверное, дело в том, что это кино в каком-то смысле про каждого из нас.
 
Мюриэл выросла в семье недалеких людей (мать добрая и не слишком сообразительная, грубый отец – вылитый Дональд Трамп) и привыкла не соответствовать отцовским ожиданиям. Она живет в мире иллюзий и мечтаний о свадьбе (белое платье как символ очищения от ежедневной унизительной рутины), и сама не замечает, как вся ее жизнь превращается в ложь.
 
В попытке доказать отцу и подружкам, что она ничем не хуже их, Мюриэл чуть не пропустила самое главное в своей жизни. Быть, а не казаться, жить и не следовать навязанным стереотипам, быть собой – многим ли хватает на это смелости?
 
Остроумно высмеивая своих персонажей, все же остаться чутким, способной понять их печали, эта ироничная комедия о самооценке и истинных ценностях вырывается за рамки своего жанра. (Los Angeles Times)
 
Пребывая в мире своих фантазий, слушая группу «АББА» и перелистывая глянцевые каталоги свадебных платьев, Мюриэл ждет своего принца. Крикливые наряды, лишние килограммы и удивительно отсутствующее выражение лица (недобрый наблюдатель скажет – слабоумное); надеяться девице не на кого, кроме как на саму себя. Доля авантюризма, бесстрашие и способность прощать и раскаиваться дают героине шанс на надежду.
 
Тони не боится показаться уродливой, она выдерживает самые крупные и откровенные планы, и когда смеется во весь свой рот и когда рыдает.
 
Мюриэл в исполнении Колетт получилась такой искренней и настоящей, что даже спустя 20 лет зритель вспомнит эту смешную и милую девчонку.
 
 «Свадьбу Мюриэль» признали лучшим фильмом 1994 года по версии Австралийского института кино, также фильм стал номинантом премий BAFTA и «Золотой глобус». Тони Коллетт помимо славы и миллионного гонорара обрела известность – теперь, когда о ней узнала вся Австралия, пришло время двигаться в Голливуд.
 
“Свадьба Мюриэль" П. Дж. Хогана - один из тех австралийских фильмов, которые балансируют на тонкой грани между сатирой и мелодрамой. Когда Мюриэль (Тони Коллетт) ранят окружающие, она отступает в свою спальню, заглушая реальность песнями «Аббы». Это крупная, не слишком грациозная молодая женщина с непослушными волосами и невежественными взглядами, и даже ее подружки по колледжу не хотят с ней общаться.   В «Свадьбе Мюриэль» полно больших и маленьких шуток, но есть также и меланхолическое подводное течение, которое раскрывается в конце фильма серией неожиданных событий. Все актеры играют безупречно, включая второстепенных персонажей. (Chicago Sun Times)
 
Шестое чувство
 
В 1996 году Тони получила первую голливудскую роль – она сыграла в драматической комедии «Чужие похороны», где также снимались Гвинет Пелтроу и Дэвид Швиммер. Затем она сыграла роль Хэрриэт в британской экранизации романа Джейн Остин «Эмма» (главную роль Эммы опять-таки исполнила Гвинет Пелтроу).
 
В 1997 году Тони еще раз попала на британскую съемочную площадку, на этот раз в детективном приключенческом фильме режиссера Майка Баркера «Банда Джеймса», затем она сыграла в блестящем фильме Тедда Хейнса об эпохе глэм-рока “Бархатная золотая жила". Ее напарниками выступили британцы Юэн МакГрегор и Джонатан Рис-Майерс.
 
Не слишком коммерчески успешной, но крайне необычной оказалась роль монахини в «8 ½ женщин» Питера Гринуэя. Это чистый арт-хаус, который и не собирался никому нравиться или подстраиваться под чьи-то вкусы. Абсурд и нагромождение нелепостей – скажет неискушенный критик, полный закат Гринуэя – добавит эксперт. Тони прекрасно вписалась в это малобюджетное и, безусловно, авторское кино, рассчитанное исключительно на эстетов. Брить череп наголо? Нет проблем! Тони Коллетт во имя искусства может все.
 
Голливудским прорывом Тони стала роль в мистическом психологическом триллере «Шестое чувство», за которую Тони удостоилась в 1999 году номинации на премию «Оскар» в категории «лучшая актриса второго плана».
 
Этот фильм сразу же завоевал огромную популярность. По данным 2000 года, картина Шьямалана «Шестое чувство» стала самой востребованной среди любителей домашнего видео – его посмотрели 80 миллионов зрителей. До сих пор «Шестое чувство» занимает 68 место в списке 500 лучших фильмов ужасов по мнению пользователей сайта IMDb.
 
Феномен невероятного успеха «Шестого чувства» в прокате США проще всего связать с его оригинальной конструкцией. «Шестое чувство» не нуждается в создании специальных интернетовских легенд или в заговорщическом молчании всех посвященных… зрительский ажиотаж вокруг этого фильма, скорее всего, следовало бы сопоставить, например, с особой популярностью за 9 лет до того «Призрака» (между прочим, с участием Деми Мур, тогдашней жены Брюса Уиллиса, который сыграл психиатра в «Шестом чувстве»). Однако картина Джерри Зукера была безусловной мелодрамой с элементами фантастики, мистики и комедии, а работа Шьямалана — типичная психодрама, пусть тоже с мистикой. (3500 рецензий)
 
Непредсказуемый сценарий не оставляет равнодушным на протяжении всего фильма, это необычайно умный, напряженный и интеллигентный триллер.
 
Он пугает не кровавыми сценами (хотя недостатка в них нет), но тем, чего мы боимся больше всего: страхи за детей, ужасы рутинного быта, отчаяние и бессилие, знакомые каждому родителю. Будто тягучий ночной кошмар, действие развивается стремительно, удивляя сюжетными поворотами самых взыскательных зрителей. Впрочем, многим прозорливым критикам фильм изобретательным не показался; попытки Брюса Уиллиса сыграть в чем-то посложнее боевика у некоторых вызывает лишь желание иронизировать и отечески похлопывать актера по плечу.
 
Сетуйте как хотите на предсказуемость персонажа Уиллиса (уши кролика торчат из шляпы фокусника за километр), но этот фильм ужасов все же является несомненно редкой удачей, будучи посвященным травматическому стрессу ребенка. (Village Voice)
 
Невозможно не сопереживать героям «Шестого чувства»: детский психиатр Малкольм Кроу (Брюс Уиллис) сталкивается со странным случаем: девятилетний Коул (Хэйли Джоэл Осмент) видит умерших, точнее, призраков, которые до смерти пугают мальчика.
 
Тони Коллетт сыграла мать Коула, которая, будучи обычной женщиной, изо всех сил пытается поддержать сына. Тони смеется и плачет, естественная и эмоциональная, она сыграла свою роль на разрыв, яростно и нежно… Конечно, главная звезда здесь мальчик, Хэйли Джоэл Осмент, который  показал невероятное для своего возраста мастерство.
 
Но именно тандем матери и сына принес актерам множество наград и номинаций. Теперь Тони Коллетт оказалась в верхнем эшелоне голливудских звезд. Исполнение Коллетт роли матери Коула оценили американские киноакадемики, номинировав актрису на «лучшую женскую роль второго плана» в 2000 году. Вообще, «Шестое чувство» в совокупности номинировали на «Оскара» шесть раз, но к сожалению, ни одного не присудили.
 
«Шестое чувство» обладает своеобразной завораживающей историей, которая интригующе и поначалу неспешно ведет нас своим странным путем. (Chicago Sun Times)
 
Признанная звезда
 
В 2000 году Тони Коллетт совершила довольно эксцентричный поступок: выбирая между бродвейским мюзиклом и миллионным гонораром за роль в большом блокбастере, она предпочла первое.
 
Тони отказалась от главной роли в «Дневнике Бриджит Джонс», который озолотил и буквально обессмертил всех его участников и создателей. Вероятно, это произошло ко всеобщему благу, так как за роль Куини в мюзикле «Дикая вечеринка» актриса была номинирована на премию «Тони».
 
В середине 2000-х годов Тони появлялась в целом ряде заметных картин, неизменно получая самые лестные отзывы от критиков как за комедийные, так и за драматические роли. Наибольшим признанием пользовалась её небольшая (всего одна сцена с Джулианной Мур) роль идеальной домохозяйки Китти Барлоу в оскароносном фильме «Часы». Этот шедевр Стивена Долдри снят по мотивам одноименного романа Майкла Каннингема, и актриса признается, что даже эпизодическая роль в этом фильме – большая честь.
 
«Часы» – серьёзная драма, в которой радость от пережитых часов счастья неотделима от настойчивого влечения к смерти, не только номинировалась на «Оскар» в девяти категориях, в том числе — в главной, но и собрала в кинопрокате США свыше $40 млн., а в мире — более ста миллионов долларов! Причём она не так уж просто выстроена — в четырёх временах (1923, 1941, 1951 и 2001 годы), с параллельным развитием действия, по ассоциативному принципу. И это в большей степени соответствует отнюдь не литературной организации материала (даже если учесть новаторство манеры письма Вирджинии Вулф, героини первой из историй), а ритмически выверенному способу изложения, присущему и музыке, и кинематографу. (3500 рецензий)
 
Тони очень хвалили и за роль матери-одиночки в драме «Мой мальчик», где она появилась вместе с обворожительным засранцем Хью Грантом. Грант, кстати, до сих пор считает этот фильм лучшей и самой серьезной своей работой. За роль она была номинирована на британскую кинопремию BAFTA.
 
В 2002 году с Беном Аффлеком она появилась на экране в мелодраме «В чужом ряду». А в 2003 году Тони вновь отметил Австралийский киноинститут, признав лучшей актрисой за исполнение роли геолога в независимой драме режиссера Сью Брукс «Японская история». Это романтическая история двух противоположностей, помещенных в заданные обстоятельства: пустынные ландшафты Западной Австралии. Сэнди (Коллетт) и Хиромицу (Готару Цунасиму) – двое абсолютно разных людей, вынужденно оказавшихся рядом. 

Фильм напрямую исследует проблему кросс-культурных коммуникаций в обществе, и делают это сами герои, полностью соответствующие дихотомии Восток-Запад. Сэнди в исполнении Тони Коллетт воплощает в себе те качества характера, которые традиционно принято считать основой западного менталитета. Внешне она умна и независима, работает в крупной компании, занимающейся разработкой руды и поэтому всегда находящейся в центре международного внимания. Среди многих австралийских картин «Японская история» выделяется прежде всего тем, что не похожа ни на одну другую, да и голливудской сентиментальной нервозности здесь нет и в помине. Ведь когда подразумеваются культурные различия, очень редко удаётся поймать нечто большее, чем любовь двух чужеземцев, пусть она и будет переливаться всеми цветами радуги. Сью Брукс в этом смысле идёт дальше и пытается прийти к пониманию того, что в судьбах даже самых непохожих друг на друга людей может быть много общего. (Киноревью)
 
В 2005 году Тони и Кэмерон Диаз вместе снялись в трагикомедии «Подальше от тебя». Похожие внешне актрисы воплотили образы противоположных по характеру сестер. А в 2006 году Коллетт получила и с блеском исполнила роль Шерил в драмеди «Маленькая мисс Счастье». Фильм стал одним из самых успешных в карьере Тони, получив четыре номинации на «Оскар», хвалебные отзывы критиков, и кассовые сборы более 100 млн долларов. Сама Тони, правда, была только номинирована на различные премии.
 
«Маленькая мисс Счастье» – дебют в полном метре известных рекламных и музыкальных клипмейкеров (и супругов) Валери Фарис и Джонатана Дайтона. Фильм они делали долгих пять лет из-за бесконечных поисков денег на съемки. И это несмотря на то, что фильм обошелся всего в восемь миллионов долларов, то есть по голливудским меркам почти бесплатно.
 
Случилось буквально чудо: этот малобюджетный фильм получил аж два "Оскара" (лучшая роль второго плана, лучший сценарий), еще 34 награды и 39 номинаций. Целый звездопад. Ну и, кроме того, на IMDB он находится на 146-м месте в списке 250 лучших фильмов всех времен и народов - в аккурат между "Выпускником" с Хоффманом и "Бучем Кэссиди и Санденсом Кидом" с Ньюманом и Рэдфордом. (А. Экслер)
 
Во время премьеры на кинофестивале Сандэнс публика аплодировала стоя, выражая свой восторг. Фильм стал одним из главных зрительских и критических кинохитов 2006 года, обладатель премии «Оскар» в категориях «лучший оригинальный сценарий» и «лучший актёр второго плана» (Алан Аркин за роль дедули-героинщика). Сценарист Майкл Арндт создал чуть ли не совершенный сценарий, рассказав лаконично, точно и остроумно совсем не веселую историю одной семьи в форме роуд-муви, где каждого из героев настигает коллапс и катарсис. У каждого из них есть мечта, и каждый из них переживает ее крушение.
 
Это милейшее независимое кино, терпкая и умная сатира, о семье неудачников, одержимых идеей выигрывать везде и любой ценой. В этом году не было более прекрасной американской комедии. (Newsweek)
 
Начав путешествие на ржавом ярко-желтом автобусе «Фольксваген» (который отлично справился и в качестве гоночного автомобиля, и как катафалк) разобщенной и недружелюбной группой людей, которых объединяют лишь обстоятельства и любовь к самой младшей в семье – девочке по имени Олив, семья Хувер заканчивает путь единой командой. Понятие «семьи» в саркастическом преломлении «Маленькой мисс Счастье» становится значимым и толкуется однозначно: это беззаветная любовь, без оглядки на лица и личности; разводы, банкротство, суицидные попытки, неудачи и даже смерть – не повод перестать поддерживать «своих».
 
Тони сыграла мать семейства; это женщина на грани нервного срыва, она часто курит и не сдерживает себя в эмоциях. Коллетт доказала, что умеет играть ярких красоток (как в «Шестом чувстве»), здесь же ее сверхзадача – обычная домохозяйка в водовороте бытовой чепухи. Тони справилась блестяще, и миллионы американских домохозяек смеялись и утирали слезы, наблюдая за ее героиней. Острая сатира создателей фильма не обошла ни специалистов по Прусту, ни геев, ни «тренеров личностного роста», ни подростков, досталось всем. Спустя годы картина по-прежнему актуальна и смотрится на одном дыхании.
 
Находясь где-то между болезненными вопросами и острым юмором, умелое развитие характеров персонажей и невероятное актерское мастерство, в итоге получен удивительно острый взгляд на современную Америку. (The New York Times)
 
Новейшая история
 
В 2008 году Коллетт начала сниматься в сериале «Соединенные штаты Тары» от сценаристки Диабло Коуди, в котором исполняла главную роль на протяжении трех сезонов. Она сыграла Тару Грегсон, мать двух подростков. Тара живет с так называемым «расщеплением личности»; это даже не раздвоение личности, а множественная личность, по-научному говоря — диссоциативное расстройство идентичности.
 
Она одновременно сочетает в себе несколько сознаний, и не помнит, что творит, будучи одним из своих альтер эго. Дети, сестра и муж как могут сдерживают это безумие. При этом Тара «одушевленнее» и нормальнее многих других жителей американского городка; ее «альтеры» то и дело режут правду-матку и ведут себя вопреки стереотипам; все это, несомненно, делает Тару и всю ее семью особенными, ни на кого не похожими и уж точно не скучными.
 
Такой Тони зрители еще не видели: она примеряет маски полярно противоположных личностей и делает это мастерски. Коллетт оказывается органичной и в амплуа мужиковатого хама, и «степфордской жены», и распутной девицы – и еще многих других.
 
Наблюдать за переключениями актрисы из одного состояния в другое – чистейшее удовольствие. Вероятно, студентам актерских отделений нужно смотреть на это как на идеальное исполнение упражнения по смене образа, причем моментальной.
 
Это, без сомнения, шоу Коллетт. Сценарий содержит целую галерею шаблонных типажей, которые могли бы обернуться постыдным переигрыванием и фальшью. Но чистая энергия и исполнительское мастерство Тони легли в основу действа и они-то и составили суть этой истории. Все персонажи характерные и запоминающиеся, тонко выстроенные и очень занимательные. Лучшие моменты, по сути, это моменты «перехода» Тары – едва уловимые перемены тела и мимики, которые означают изменения в пузырящемся и кипящем котле ее мозга. Это ослепительная работа, достаточно сильная, чтобы покрыть отдельные недостатки и ярлыки сценария. (Jason Bailey)
 
За роль Тары Коллетт была признана лучшей комедийной актрисой в сериале и получила премию «Эмми». Помимо профессиональных наград, Тони Коллетт собрала исключительно похвальные рецензии и перешла на следующий уровень мастерства – вероятно, самый высокий из возможных.
 
«Соединенные Штаты Тары» отличает великолепное актерское мастерство, юмор и обезоруживающее количество нежности. Это то замечательное кино от кабельных каналов, которое они научились делать на телевидении – без оков потребностей в рейтингах или, в некоторых случаях, требований рекламодателей. Это сложный, интеллектуальный, качественно сделанный сериал. Как «Во все тяжкие». Или «Декстер». Или «Безумцы». Или даже лучше. (Sun Francisco Chronicle)
 
Параллельно с работой в сериале, Тони много снималась: в 2011 году она исполнила роль в фильме ужасов «Ночь страха», затем снялась в драме «Хичкок». В 2013 году Коллетт пригласили в сериал «Заложники» на роль блестящего хирурга, оказавшегося перед сложным жизненным выбором. В 2014 году Тони вернулась на Бродвей после 14-летнего перерыва: она исполняет главную роль в пьесе «Реалистичные Джонсы». Примерно тогда же она остригла длинные волосы «под мальчика» для роли в фильме «Уже скучаю по тебе». В этой мелодраме она поработала в дуэте с Дрю Бэрримор: актрисы сыграли неразлучных с детства подруг, в чьих отношениях случается кризис, из-за беременности одной и онкологии другой.
В 2016 году Тони появилась в драме «Абсолютная власть» с Дэниелом Рэдклиффом, а через год – с Орландо Блумом, Джоном Малковичем и Майклом Дугласом в криминальном боевике «Секретный агент».
 
В 2018 году на экраны вышел мистический триллер «Реинкарнация» режиссера Ари Астера, где Тони Коллетт исполнила главную роль женщины, которая только что похоронила маму и живет в ее доме. Слоган ленты гласит «У каждой родословной есть свои тайны»; с каждым днём героине открываются новые ужасающие секреты семьи. Это не первый фильм ужасов в послужном списке Коллетт, но, кажется, один из самых леденящих кровь.
 
В 2018 году Тони Коллетт начала сниматься в британском сериале режиссеров Люка Снеллин и Люси Черняк «Жажда странствий» о паре, которая пытается спасти свой брак.
 
Также Netflix готовит к съёмкам восьмисерийный мини-сериал «Невероятное», где Тони Коллетт и Мерритт Уивер сыграют детективов. В основу сюжета легли отмеченная Пулитцеровской премией статья An Unbelievable Story of Rape Т. Кристиана Миллера и Кена Армстронга и эпизод Anatomy of Doubt еженедельной радиопрограммы This American Life.
 
Это история девушки-подростка Мари, чьи заявления о том, что она была изнасилована, были признаны ложными. Две женщины-детектива возьмутся за расследование этого дела. Сценарий написали шоураннер проекта Сюзанна Грант, Майкл Шейбон и Эйлет Уолдман. Первые три эпизода снимет Лиза Холоденко, которую зритель знает и любит за сериал «Что знает Оливия?», так что ожидания на «Невероятное» возлагаются самые большие.
 
Наверное, можно сказать, что в 2018 году Коллетт может гордиться уже состоявшейся карьерой актрисы, певицы и матери (у нее двое прекрасных детей). Вместе с мужем актриса владеет небольшой студией звукозаписи в Австралии, супруги играют в музыкальной группе Toni Collette & The Finish (Тони – вокал, Дэйв – ударные).
 
Тони по-прежнему готова худеть или набирать вес для роли, а если надо – обрить череп наголо или сниматься в низкобюджетных картинах исключительно ради нового опыта. Тони Коллетт не любит, когда ее называют звездой, она вообще ненавидит ярлыки и клише. Но мультинациональная сборная фанатов австралийской киноактрисы уже наградила ее званием «суперзвезды», и спорить бесполезно.