Фанни Ардан



Фанни Маргерит Жюдит Ардан родилась 22 марта 1949 года в небольшом французском городке Сомюр в семье кавалерийского офицера. Ардан была младшей из пятерых детей, воспитывалась в Монте-Карло, в монастырской школе. Ее отец-полковник, военный атташе, переехал с семьей в Монако, чтобы стать советником личной охраны принца Ренье. 
 
Девочка обожала книги, в 15 лет она открыла для себя Марселя Пруста и перечитала всё, им написанное. Отец советовал Фанни учиться, но она стремилась на сцену. В возрасте семнадцати лет отец скоропостижно скончался, и с этой потерей Фанни так и не смогла смириться. Незадолго до его смерти Ардан приняла решение начать выступать на сцене, но позже последовала отцовскому совету и поступила в университет. В 20 лет она училась в университете на факультете политологии, не без умысла выбрав для диплома тему «Сюрреализм и анархия». На курсы драматического искусства Фанни пошла просто из любопытства и склонности к авантюризму.
Получив диплом политолога, Фанни устроилась ассистентом во французском посольстве в Лондоне. Впрочем, оттуда ее скоро уволили за постоянные опоздания и растрепанный внешний вид. Юный политолог отлично проводила время в Лондоне, посещая всевозможные ночные клубы.
 
Какое-то время Ардан продолжала искать подработки в Лондоне, а затем решила вернуться во Францию и начать учиться в театральной школе. Одновременно с учёбой она впервые появилась на театральной сцене, а затем и на телевидении — и вскоре о ней заговорила вся Франция.
 
Франсуа Трюффо и «женщина, живущая по соседству»
 
Впервые Трюффо увидел Фанни по телевизору в 1979 году. По его воспоминаниям, от чтения его отвлек низкий женский голос, доносившийся с экрана. Шел какой-то сериал с ее участием: глубокие черные глаза и завораживающий голос пленили его с первого взгляда. Он в тот момент готовился к съемкам фильма и искал главную героиню. Трюффо не медля назначил Фанни встречу в своей студии, и она явилась в коротком красном облегающем платье, в туфлях на высоченных каблуках, с гривой тугих кудрей – дикая, необузданная. 
 
В 1980 году кинокритики журнала «Кайе дю Синема» взяли у Трюффо большое интервью: режиссер был назван «одним из главных идеологов новой волны французского кино» и признан одним из самых знаменитых мастеров своего времени. Чем он привлек Ардан, не так уж трудно догадаться: киноман, абсолютный фанатик, увлеченный кино более всего в жизни, он не мог не очаровать Фанни. Будто бы зная, что ему отпущено совсем немного земного времени, он жил на полную катушку («у меня больше замыслов, нежели времени, чтобы делать из них фильмы».)
 
Тоненькая, гибкая Ардан поразила режиссера и зрителей своей безумной сексуальностью, обезоруживающей харизмой и незабываемой внешностью. Ее чувственный рот будто нарисован художником, который хотел показать какой-то преувеличенно яркий женский портрет. Крупные черты лица никогда не портили, ни в юности, ни в зрелом возрасте: впрочем, огромные глаза Ардан, крупный нос и удивительная улыбка некоторым критикам кажутся хищными. Вообще, говорили, что Трюффо влюблялся постоянно и не проходил мимо ни одной красотки.
 
Я — самый счастливый человек на свете, и вот почему. Я иду по улице, я смотрю на женщину, прекрасно сложенную, брюнетку, прелестную и легкую в своей темной юбке, бьющей ее по коленям в такт шагам: лицо ее не грустно и не весело, она просто идет по улице, не ища удовольствия, не желая никому нравиться (Трюффо)
 
В 1981 году Ардан вместе с Жераром Депардьё снялась у Франсуа Трюффо в драме «Соседка», а в 1982 году за эту роль она была номинирована на французскую кинопремию «Сезар». «Соседка» (точнее, «Женщина, живущая по соседству») — драма о всепоглощающей любовной страсти.
 
По сюжету Бернар Кудре (Депардьё) – образцовый семьянин, мирно живущий в пригороде Гренобля с женой и сыном. Их упорядоченная провинциальная жизнь течет своим чередом, пока в один роковой день в дом по соседству не въезжают Филипп и Матильда Бошары. Бернар узнает женщину, с которой когда-то его связывал бурный роман. Встретившись спустя семь лет, они оказываются на краю пропасти – страсть и искушение не оставляют им выбора.
 
Пустить под откос свои жизни (и своих близких) или остаться в скучном мире приличных людей – примерно таков главный вопрос этой драмы. В центре мужчина и женщина, Бернар и Матильда, которые едва ли смогут устоять перед вспыхнувшим с новой силой неотступным влечением, которое ведет их к трагическому исходу. Но подлинная суть картины Трюффо, наверное, чуть шире сюжета банальной мелодрамы об искушении.
 
Для Франсуа Трюффо и приглашённых им актёров Жерара Депардьё и Фанни Ардан, которые великолепно справились с трудными ролями, намного важнее психологическое состояние героев, тонкая подоплёка их любви, построенной на своеобразном отталкивании-притяжении, вечном соперничестве мужского и женского начал, взаимосвязанном процессе подавления-подчинения личностей. Борение страстей не даёт обоим возлюбленным ни права на существование друг без друга, ни на семейный покой. Единственный выход, который может хоть как-то примирить их души и оказаться для них по-своему спасительным, Бернар и Матильда находят только в смерти, в крепком объятии уже за пределами жизни. (3500 рецензий).
 
Трюффо штудировал мемуары Чаплина и любил повторять его аксиому: «надо поставить персонаж в трудное положение и вызволить его». Но в «Соседке» он никого не «вызволил», напротив – позволил излиться своей горечи и показать всю глубину падения и бездну, в которую может завести страсть.
 
Ардан сыграла роль элегантно, с шармом, ее нельзя было ни с кем спутать – хотя до сотрудничества с Трюффо она едва ли этим отличалась и запомнилась зрителю.
 
В 1983 году у них с Трюффо родилась дочь Жозефина. К сожалению, союз актрисы и режиссера был совсем недолгим – в 1984 году, спустя три года после «Соседки», Трюффо скончался от неоперабельного рака мозга. Ему было всего 52 года. Трюффо не успел постареть – его фильмы становились более зрелыми, но в них не чувствовалось наступление старости; кинокритик из «Кайе дю Синема» пророчески отметил: «у вас словно нет возраста; то ли вы никогда не были молодым, то ли никогда не постареете».
 
Истолкование моих фильмов интересует меня позднее, когда я смотрю на них как бы со стороны. Например, завершив озвучание, я смотрю фильм целиком несколько отстраненным взглядом, и он мне кажется странным; порой я спрашиваю себя, что подумал бы о нем психоаналитик, но в глубине души я предпочитаю не знать этого. (Трюффо)
 
Кстати, критики говорили, что в основу «Соседки» была положена любовная драма, которую режиссер пережил с актрисой, но вовсе не с Фанни Ардан, а …с Катрин Денев.
 
Сегодня, спустя годы, история любви Франсуа Трюффо и Фанни Ардан имеет особый трагический оттенок. Трюффо уже знал, что смертельно болен, когда Фанни была беременна. Их отношения с Фанни не были официально оформлены, а признать младенца до его появления на свет французский закон не позволял. В таких обстоятельствах любая другая женщина решилась бы на брак, но не Ардан. Самостоятельная и независимая, она строила свою жизнь, не принимая во внимание нормы общепринятой морали. Им было очень легко друг с другом: оба обожали кино, чтение и современную музыку (оперу оба не понимали). Трюффо не хотелось расставаться с Ардан — он сам себе удивлялся, но эта женщина стала ему необходима, они приняли решение жить вместе. Франсуа был на седьмом небе от счастья — наконец у него есть семья, о которой он всю жизнь мечтал, любимая женщина, чувства к которой не только не остывают, но укрепляются день ото дня.
 
Мне нравятся большие семьи, но не супружеские пары. Любовь должна быть настоящей, без кольца на пальце. Получить благословение кюре — словно подписать контракт на увязание в болоте. Не стоит жить вместе, если не хочешь разрушить чувства.
 
Роль в «Соседке» прославила Фанни Ардан. Жгучая брюнетка сыграла героиню, противоположную ей по темпераменту. Фанни доказала себе и другим – она глубокая и серьезная актриса, которая может играть не только в телесериалах. После «Соседки» Трюффо успел снять только один фильм – «Скорей бы воскресенье!» (всего за свою жизнь поставил двадцать две картины). И Ардан получила «Сезар» за исполнение главной роли в этом поистине хичкоковском детективе.
 
Фанни Ардан становится по-настоящему популярной, обрастает армией поклонников. В 1983 она играет в драме «Жизнь — это роман» режиссера Алена Рене, а в 1984-м – в мелодраме «Будущим летом» Надин Трентиньян. Рене был в абсолютном восторге от работы с Фанни Ардан, и в 1985 году он пригласил Фанни на съемки «Любовь до смерти», еще годом спустя — на главную роль в своей «Мелодраме». В арсенале Фанни появляются и комедийные роли (например, «Ничтожество», «Семейный совет», «Амок» и «Приключения Катрин К.»).
 
Яркий и эпатажный образ в «Вечернем прикиде», мастерски сыгранный Фанни Ардан, принес актрисе номинацию на награду «Сезар» за лучшую женскую роль. А фильм «Насмешка» о нравах Версаля образца 1780 года был номинирован на «Оскар» — это самая известная работа французского режиссера Патриса Леконта, которая была отмечена многими премиями.
 
Фанни Ардан много снимается в конце 2000-х, появляются картины «Елизавета», «Распутник», «Состояние паники».
 
Еще один Франсуа – Озон
 
В 1984 во время похорон Франсуа Трюффо, на кладбище Монмартр у могилы рядом стояли Фанни Ардан и Катрин Денёв. А почти двадцать лет спустя они встретились на съемках странного детектива Франсуа Озона «8 женщин» (это вольная трактовка одноимённой пьесы Робера Тома 1961 года).
 
Денёв играет Габи, вдову убитого хозяина дома, а Ардан – Пьеретту, его богемную сестрицу, паршивую овцу в семейном стаде.
 
Ардан признавалась, что роль Пьеретты ей близка, потому что она себя во многом ощущает именно «паршивой овцой».
 
Да, я белая ворона. Это правда - у меня нет мужа, нет дома, нет денег - я свободна. <На общем фото> я очень не хотела фотографироваться, потому что не люблю группы и коллективы, не хочу быть членом семьи. Я — ярко выраженная индивидуалистка. Что касается актерской семьи, о ней можно говорить во время съемок фильма, даже если она напоминает семью скорпионов. Но фильм закончился — прощайте. Каждый живет в своей вселенной.
 
Помимо Ардан и Денёв, див французского кино, Озон привлек к участию Изабель Юппер, Даниэль Дарьё, Эммануэль Беар, Людивин Санье, Вирджини Ледуайе и Фермин Ришар. Эта работа Франсуа Озона была удостоена приза «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале именно за блестящий актерский ансамбль. Можно сказать, что тут представлены все поколения французского кино: Дарнье – 1940-е, Денёв – 1970-е, Ардан – 1980-е, Юппер – 1990-е, а Санье – сегодня или возможное завтра.
 
Я стремился снять демократический во всех отношениях фильм, в котором никто ни на кого не давит в плане актерского мастерства. Во время съемок я обязан сохранять некоторую дистанцию. По отношению ко всем. Как режиссер, работающий со звездами, я не имел морального права выделять одну актрису за счет другой. Наоборот, я должен был подчеркнуть и, может быть, открыть новые грани таланта каждой. (Озон)
 
Жанрово этот фильм с трудом поддается классификации: возможно, это буффонада, или комедия-водевиль с элементами детектива. Озон много лет вынашивал идею триллера, в котором все роли исполнят женщины, при этом они поют и танцуют. Отменное чувство юмора режиссера вкупе с яркой актерской игрой див  французского кино дали удивительный результат.
 
При том, что каждую из героинь Озон выставил абсолютным чудовищем с точки зрения общепринятой морали, он оставил дамам право быть неотразимыми. Да, пусть монстры – зато какие соблазнительные! Режиссер ничуть не скрывает своих взглядов: он показал женщин такими, какими он их видит — более сильными и менее подлыми.
 
Несмотря на жанр легкой, почти бульварной, детективной комедии, фильм поднимает волнующий и актуальный вопрос: смогут ли женщины однажды обойтись без мужчин?
 
Сольный музыкальный номер Фанни Ардан построен как пародия на стриптиз; простенькая мелодия и скромные вокальные данные певицы не имеют никакого значения, куда важнее, что она – воплощенный порок и соблазн. То самое ярко-алое платье, идеально стройный стан, фирменная хищная улыбка жгучей брюнетки не изменились и не поблекли за 20 лет; скорее, они достигли нужной выдержки, и обрели особый класс. Она играет настоящую femme fatale, едкую и колкую.
 
«Главный провокатор французского кино», Франсуа Озон устроил для Денёв и Ардан ужасную ловушку: актрисам было суждено не просто стать соперницами, но и любовницами. Эпатажная сцена взбудоражила публику, и, возможно, может считаться кульминацией этого «хоррора». Как сказал Озон, увидь Трюффо эту рискованную сцену – перевернулся бы в гробу, но наверняка испытал бы возбуждение.
 
Интересно, что Фанни Ардан поначалу отказывалась от участия в фильме. Она прямо сказала Озону, прочитав сценарий, что у нее нет сил «заниматься этим с женщиной», но позже все-таки согласилась на роль и на сцену с Денёв.
 
Фанни обронила достаточно смешную, на мой взгляд, фразу, которая наверняка взбесит феминисток: «Я скорее предпочту обедать с мужчиной-идиотом, нежели с женщиной-интеллектуалкой»…эта сцена – результат моей интуиции. Подумайте сами, поставить кинозвезд в ситуацию, когда одна испытывает сексуальное желание к другой – интересно и нетривиально. (Озон)
 
Нужно отметить, что взбесить удалось не только феминисток: в шоке были абсолютно все – и маститые кинокритики, и широкая общественность. В ответ на изумление репортеров Ардан уверяла, что боготворила Денев, будучи еще девочкой, и теперь целовала ее, «как икону» (вероятнее всего, Ардан шутила, как и в разговоре с Озоном).
 
Режиссер во всех интервью повторяет, что сцену считает действительно удачной и красивой. Каково пришлось на съемках самим актрисам, его вряд ли волновало. Фанни с Катрин было сложнее всех. Тем не менее, Европейская киноакадемия и Берлинский кинофестиваль присудили Ардан звание лучшей актрисы, она была номинирована на премию «Сезар».
 
Мы — антагонистки, ненавидящие друг друга. Но моя героиня — настоящая дьяволица, и ей каким-то образом удается развернуть соперницу к себе. Во время съемок у нас не было конфликтов, потому что Озон всегда умел поддерживать равновесие. Это такое равновесие ужаса — как между Россией и Америкой в эпоху «холодной войны». Поскольку все актрисы были примерно одного уровня известности, первая, которая начала бы капризничать, поставила бы себя в смешное положение.
 
Ардан навсегда
 
В конце 1990-х Ардан играла оперную диву Марию Каллас в спектакле Романа Поланского – это была история о мастер-классе певицы в Нью-Йорке. В основе же сюжета фильма Франко Дзеффирелли 2002 года «Каллас навсегда» — прочтение духовного завещания великой певицы.
 
Когда Ардан предложили эту кинороль, она не смогла устоять, и сыграла женщину, которой она всегда любовалась и восхищалась (хотя и не любила оперу, как таковую).
 
80-летний Франко Дзеффирелли, ученик великого Висконти, поставил множество опер и на сцене, и в кино. Кроме всего прочего, он выступил постановщиком «Тоски» в Ковент-Гардене – и тогда Мария Каллас исполнила ведущую партию.
 
Ардан не поет (достаточно для этого вспомнить песенку в «8 женщинах»). Но она обладает драматическим даром и темпераментом, которые помогли ей воплотить образ Каллас. Нужно отметить, что Тереза Стратас, которая снималась у Дзефирелли в «Травиате», не решилась на эту роль.
 
Для Ардан было большим риском – играть величайшую оперную диву, лишь открывая рот и имитируя не только мимику, но и сложнейшие горловые движения. Ничего не стоило переусердствовать и превратить роль в карикатуру, но именно с певческой частью образа Ардан справилась на отлично. Самые сильные сцены, когда Каллас перевоплощается в жгучую цыганку Кармен, перевоплощается буквально до кончиков пальцев, и пытается высечь искру страсти из молодого своего партнера, но терпит поражение. (Variety)
 
По сюжету Каллас находится на закате своей карьеры и жизни в целом. Уединившись в парижских апартаментах, она предается меланхолии, уверяя себя, что лучшие дни позади: голос уже не тот и огонь погас. Но ее друг и верный продюсер Ларри Келли (Джереми Айронс) убежден в обратном: она еще споет и успех еще возможен.
 
Мария должна согласится сниматься в новых фильмах, используя старые записи. Каллас соглашается, и слава стремительно возвращается к примадонне. Воодушевленная триумфом, певица бросается в авантюру: теперь она хочет петь великую «Тоску», но это огромный риск.
 
В роли оперной певицы высочайший класс Ардан был как бы утвержден навсегда. Общее мнение: с возрастом она становится всё лучше. В 2003 году на XXV Московском кинофестивале за исполнение роли певицы Марии Каллас в фильме Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда» она была удостоена приза имени Станиславского, присуждаемого за особые актёрские заслуги.
 
В 2006 году режиссеры из разных стран создали киноальманах «Париж, я люблю тебя». Премьера фильма состоялась 18 мая 2006 года на Каннском кинофестивале. Фильм объединил братьев Коэн, Гаса Ван Сента, Тома Тыквера и еще более чем два десятка постановщиков. Актерский состав фильма получился не менее впечатляющим: Натали Портман, Элайджа Вуд, Стив Бушеми, Жерар Депардье, Фанни Ардан, Уиллем Дефо и многие другие. Для участников этот проект стал возможностью признаться в любви Парижу и французскому кино в целом. Фанни урезала свой привычный гонорар до минимума, чтобы поучаствовать в этом грандиозном пиар-проекте любимого города.
 
В 2007 году Фанни поучаствовала в малобюджетном кино «Секреты» израильского режиссера Ави Нэшера. Невероятный замес религиозного Цфата и грешных страстей – и в центре загадочная француженка Анук (Ардан). Ортодоксальное общество отторгает ее, не желая разбираться в деталях. Но находятся сестры по духу, готовые поддержать и разобраться.
 
«Секреты» - эмоционально мощный, яркий, вдохновляющий фильм». (The Hollywood Reporter)
 
В 2008 году Фанни Ардан дебютировала в качестве режиссёра, сняв семейную драму «Прах и кровь» (Cendres et Sang).
 
В 2014 году она получила «Сезар» как лучшая актриса за «Лучшие дни впереди», экранизацию романа «Юная девушка с седыми волосами». 60-летняя Каролина (64-летняя Фанни Ардан впервые стала блондинкой на экране) только что вышла на пенсию и не очень понимает, как жить дальше. Дочери дарят ей абонемент в клуб для людей "зрелого" возраста, где она без энтузиазма отбывает уроки актерского мастерства, лепки из глины и освоения компьютера.
 
Однако случайный роман с 40-летним компьютерщиком Жюльеном (Лоран Лафитт), легкомысленным сексоголиком, оказывается лучшим способом встряхнуться.  Кредо самой Ардан — старости не существует, меняешься не ты, а только взгляд людей на тебя.
 
Фанни в значительной степени играет саму себя, дикую, страстную, несгибаемую, без ложного фарисейства. Фанни предстает в этом гимне нестареющей красоте символом чувственности, женственности, ироничности и ума. Ее подход к старению — ирония.
 
Француженки после 60-ти – это особая категория женщин, они умеют стареть красиво, возраст носят как дополнительный шарм. Неважно, сколько у тебя морщин на лице, главное, чтобы не было ни одной складочки на шелковых чулках, а один-два приятеля были не старше тридцати, и не забыть о бокале вина — розовое утром, красное днем и все остальное вечером. Брюнетка Фанни Ардан, интеллектуалка и профессиональный политолог, предстает неожиданной блондинкой — дань киношному стереотипу о большей привлекательности блондинок? Ардан и режиссер Марион Верну позволили персонажу выглядеть на все свои годы, со всеми следами возраста на лице и теле, что не мешает ей быть элегантной, подтянутой, чувственной и сиять ослепительной улыбкой, ощущать себя молодой и готовой на эксперименты. (kinonews.ru)
 
Европейское отношение к зрелым людям кажется весьма оптимистичным. Дамы за 50 во многом могут дать фору юным, и они могут быть привлекательны для молодых мужчин. Женщины, подобные героине Фанни Ардан, – умные, саркастичные, самодостаточные, — как правило, умеют быть в гармонии с собой, не смотря на любой возраст.
 
Фанни — любимица и муза Франсуа Трюффо, снималась у Микеланджело Антониони, Сидни Поллака, Клода Лелуша, Франсуа Озона, Клода Берри… За свою кинокарьеру она сыграла более чем в 60 фильмах самых разных жанров: комедии, драмы, приключения; она свободно говорит по-английски и не раз появлялась в Голливуде.
 
У Фанни Ардан три дочери: Жозефина, Люмир и Баладин. Замужем она так и не побывала, как и ее заклятая подруга Денёв. В 2017 поставила фильм «Диван Сталина» со своим старым знакомым Депардьё в главной роли. Сама Фанни Ардан внешне изменилась за последние двадцать лет, но по духу она прежняя — сильная и независимая, резкая и яркая. Ардан навсегда.