Колин Фаррелл



Ирландцев в мировом кинематографе хватает — взять хотя бы братьев МакДона, Брендана Глисона, Пирса Броснана... Колин Фаррелл, пожалуй, самый молодой из всех, кому выпала удача быть не только красивыми, но и талантливыми представителями своей нации.
 
Взрывной ирландский характер, совершенное отсутствие чувства меры, врожденное обаяние и приобретенное умение им пользоваться — вот черты, которыми Фаррелл был известен еще задолго до того, как стать секс-символом Голливуда начала 2000-х. Именно они позволяли актеру находить работу и двигаться вперед. Фаррелл очаровывал в юношестве, был всегда в центре внимания в молодости.
 
Впрочем, бурная сексуальность и невоздержанность в отношении с алкоголем и прочими рекреационными веществами были также и поводом к бесконечным пересудам и сплетням; несговорчивость и неуравновешенность зачастую приводили к конфликтам на съемочной площадке; ирландский гедонизм и любовь к выпивке неоднократно вовлекали молодого Фаррелла в скандалы и разборки и в итоге заставили Колина сильно попотеть и изменить образ жизни, чтобы обрести себя в новом качестве.
 
Настоящий детектив
 
Актерство позволяет мне прочувствовать многое, будто я покупаю человеческий опыт. Я не имею в виду, что игра — высшая цель. Нет, это что-то вроде более эмоционального осознания мира.
 
В 2015 году студия HBO выпустила на экраны второй сезон чрезвычайно успешного проекта "Настоящий детектив". Сделанный по формату "антологии", 8-серийный психологический полутриллер-полудетектив рассказывает о жизни провинциальной Америки в разное время. В первой части, повествующей о времени 1970-1990 сыграли Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсон, в продолжении антологии (современность) на главные роли были выбраны Колин Фаррелл, Винс Вон, Рэйчел МакАдамс и Тэйлор Китч.
 
Когда я услышал, что готовится второй сезон, я подумал — удачи актерам, которые будут там играть... а потом я получил сценарий. Это был потрясающий, выдающийся материал!
 
По замыслу автора идеи и сценария Ника Пиццолатто, в центре сюжета дело теперь уже троих детективов (Фаррелл, МакАдамс и Китч). Убийство местного коррумпированного чиновника и расследование, в которое по случайному стечению обстоятельств оказываются втянуты трое совсем не знакомых друг другу людей, лишь повод поговорить о них и сложить кубик Рубика. У всех троих запутанная история, свои скелеты в шкафу и свои болевые точки. Разгадать загадку можно, только кропотливо сложив каждый цвет (то есть каждого героя), очистив его от примесей и вкраплений...
 
Эстетика нового сезона отличается. Четыре главных героя против двух детективов в первой части. Но здесь по-прежнему та же атмосфера, герои борются со своими экзистенциальными страхами и ищут ответ на главные вопросы...
 
В этой троице Колин Фаррелл играет детектива городской полиции Рэя Велкоро, продажного пьяницу, запутавшегося в собственном прошлом:
 
Это человек, который, как и многие из нас, борется со своим прошлым и пытается двигаться вперед, но оказывается в ловушке своих поступков, откуда не может выбраться. Он в целом неплохой, но сделал неправильный выбор...
 
Совсем не геройский герой, опустившийся и жалкий, оказался созвучен актеру:
 
Рэй — не тот герой, с которым я бы хотел провести много времени. Но я испытал глубокую симпатию к нему, когда впервые прочел сценарий — я копнул свое не столь далекое прошлое...
 
Фаррелла отмечали многие критики, увидев в его исполнении помимо мастерского перевоплощения из крутого парня в жалкое ничтожество и подлинное сострадание, которое делает Рэя Велкоро если не милым, то хотя бы понятным, земным, очень обычным и трогательным персонажем.
 
Действительно, лучшего Рэя в Голливуде сложно было бы найти: Колин Фаррелл, как никто другой, может симпатизировать, а то и сопереживать своему герою, поскольку в своей собственной биографии недалеко ушел от образа, воплощенного на экране. Актер, известный своей несдержанностью в отношениях с алкоголем и транквилизаторами, в 2005 году проходил курс реабилитации — сегодня он спокойно говорит об этом
 
Со мной все хорошо… Слава Богу, я выжил
 
Но в начале своего восхождения на звездный Олимп Фаррелл спокойствием и сдержанностью не отличался.
 
Начало: роман с Голливудом
 
Слава была чем-то, что казалось невероятно экзотическим. Она была абсолютным воплощением статуса. Но внезапно же превратилась в разряд вещей, о которых говорят: "бойтесь своих желаний"...
 
В кино Фаррелл пришел на спор — проучившись год в школе драматического искусства в Ирландии и бросив ее, он по настоянию брата отправился на прослушивания для съемок в телесериале Ballykissangel (1996), рассказывающем о жизни Ирландии в 1930-е годы. Так на ВВС началась его карьера актера.
 
В 1997 — 1999 молодой человек с необузданным темпераментом, самоучка и хулиган, с первых же слов покорял всех и получал роли в местных телемуви. Его пригласил сниматься к себе Тим Рот: в режиссерском дебюте английского актера “Зона военных действий” Фаррелл сыграл эпизодическую роль, которая обратила на себя внимание многих продюсеров (в их числе были и голливудские звезды типа Кевина Спейси и Джоэля Шумахера). Его визави на площадке стали Рэй Уинстон и Тильда Суинтон.
 
Фильм рассказывает о счастливой супружеской паре, которая с двумя детьми - подростками переезжает из Лондона в Дэвон. Мать ожидает третьего ребенка, отец и дети кажутся очень дружными и близкими. Однако же внезапно вскрывается, что герой Уинстона и его дочь связаны не только узами родства…
 
Фильм захватывающей силы! (New York Times)
 
Неудивительно, что “Зона военных действий” оказывает на зрителей мощное влияние, гораздо больше, чем обычный вымысел.  Это не просто о зле инцеста, но о его развитии, о том, как инцест порождает чувства вины и стыда, и оставляет глубокие и тайные раны. Тим Рот является одним из лучших актеров, работающих в настоящее время, и в этом фильме он показывает себя в качестве режиссера удивительного таланта. Я не могу себе представить, кто бы мог снять “Зону военных действий” лучше, чем он — хотя Ингмар Бергман и Кен Лоуч приходят на ум. Рот и его актеры, а также сценарий Стюарта, проникают в сознание этих людей вплоть до малейших нюансов… Не многие фильмы рождают в нас глубочайшую печаль и сочувствие. Этот один из них (Chicago Sun Times)
 
После успеха у Рота Фаррелла взял к себе в картину “Обыкновенный преступник” Кевин Спейси. Фильм вышел не самым удачным — получив в основном отрицательные отзывы, в США он и вовсе не попал в прокат, а был выпущен студиями спустя несколько лет для домашнего просмотра.
 
Спейси снимал историю, основанную на биографии известного ирландского вора Мартина Кахилла — и не мог не пригласить к себе молодого строптивого ирландца. Колин сыграл одного из членов банды Линча. Будучи хорошо знакомым с миром, о котором рассказывала картина, актер прекрасно справился с заданием. А двумя годами позже Фаррелл появился в фильме “Охота на Веронику” (с Кейт Бланшетт), рассказывающем о том же преступнике и ирландской журналистке, которая на протяжении 1995 - 1996 годов вела независимые журналистские расследования и писала об ирландской мафии в целом и Кахилле в частности.
 
После роли бандита Фарреллу было предложено перейти на другую сторону баррикад, но исполнить по сути все того же крутого парня. Джоэль Шумахер работал над военной психологической драмой  “Страной тигров” (2000) и выбрал Колина сыграть одну из главных ролей — офицера в тренировочном лагере американцев, готовящихся к высадке во Вьетнам.
 
Сильная, захватывающая, мощная пьеса и один из трех-четырех лучших фильмов о Вьетнаме (New York Daily News)
 
Для роли Колин вынужден был сменить свой ирландский акцент на техасский и продемонстрировал дар убедительного перевоплощения. Первая большая роль в кино принесла Фарреллу если не коммерческий успех, то узнаваемость и прочно закрепившееся за ним амплуа: на ближайшие годы он стал одним из главных исполнителей молодых и дерзких солдат и непослушных специальных агентов в Голливуде.
 
Все линии сходятся к Джоэлю Шумахеру: я не сделал бы “Телефонную будку” без него. Не сыграл бы в “Войне Харта”. И даже, весьма вероятно, не был бы в “Американских героях”, если бы он не вытащил меня из безвестности. Я работал тогда, но не на том уровне и не с теми людьми, если бы он не дал шанса ирландскому пареньку сыграть техасца
 
Печальные глаза, детский взгляд, харизма и невероятная самоуверенность наряду с умением попадать в самые сложные ситуации (и не только на экране) были гремучей смесью. Ирландец довольно быстро стал любимцем модных тусовок, попутно продолжая работать на Голливуд с Джоэлем Шумахером, Лэсом Мейфилдом и даже Стивеном Спилбергом.
 
Особое мнение
 
В карьере каждого актера есть точка, с которой начинается молниеносное восхождение и бешеная популярность. Такой точкой для Фаррелла стала работа у Спилберга в фильме “Особое мнение”. У Колина это был первый широкомасштабный и по-настоящему коммерчески успешный и единодушно обласканный всеми критиками проект.
 
Фаррелл словно вытащил счастливый лотерейный билет: его новый герой был значительно мощнее и интереснее предыдущих персонажей. Колин сыграл молодого члена департамента юстиции утопического будущего государства, в котором преступления предугадываются тремя оракулами и развернута целая технология наказания за еще не содеянное преступление. Его задачей становится поимка особо важного преступника, который, как и он сам, работает на систему правосудия. Визави Фаррелла был Том Круз, именно на его героя Колин охотится весь фильм, следуя указаниям системы.
 
Вместе актеры сделали фильм хитом, передав почти хичкоковскую степень напряжения и развязки.
 
Спилберг отлично контролирует действие: в его руках “Особое мнение” превратилось в классический, интригующий квази-Хичкоковский фильм (Washington Post)
 
Телефонная будка
 
Хичкок в связи с именем Фаррелла будет звучать еще не раз. Параллельно с "Особым мнением" Колин Фаррелл сыграл в еще одном психотриллере с интересной предысторией.
 
В 1960-х сценарист "Будки" Ларри Коэн предлагал концепцию фильма, где всё действие происходит внутри телефонной будки, Альфреду Хичкоку. Хичкоку понравилось идея, но ни он, ни Коэн так и не смогли придумать убедительной причины, почему главный герой не может покинуть телефонную будку. Коэн вернулся к сценарию в конце 1990-х, тогда же он и придумал идею со снайпером и написал сценарий фильма за один месяц.
 
"Телефонная будка" обнаружила незаурядный драматический талант Фаррелла, который находится в кадре почти все время. Его герой, Стью, оказывается запертым в телефонной будке маньяком и вынужден выполнять все требования, не выходя за пределы ограниченного пространства. Он “наказан” за постоянную ложь (работает пиар-агентом) и вынужден приложить немалые усилия, чтобы убедить и снайпера, и прибывшую на место полицию в достоверности переживаемых эмоций.
 
Что заставляет сюжет фильма «Телефонная будка» двигаться, так это игра и авторское чутье. Оба находятся на высоте (Washington Post)
 
Фаррелл играл искренне и сильно: так, к примеру, ключевая сцена признания Стью была снята с первого дубля. Колин Фаррелл заслужил аплодисменты всех присутствовавших сразу после того, как отсняли эпизод. Массовка не читала сценарий — так что реакция большинства была подлинной.
 
Любому, кто готов оспорить логику истории — а там, конечно, есть многое, что можно было бы оспорить — советую сидеть ровно и просто наблюдать за тем, как Стью в исполнении Фаррелла разрешает ситуацию у нас на глазах (Toronto Star)
 
Премьера фильма в США должна была состояться 15 ноября 2002 года. Однако, после трагических событий в Мэрилэнде и Вашингтоне, которые страшно напоминали сюжет картины, студия решила перенести премьеру. В итоге лента вышла в американский прокат 4 апреля 2003 года, уже после “Особого мнения”, когда Фаррелл стал знаменитостью.
 
Рекрут
 
Попав в обойму “молодых и перспективных” актеров, Фаррелл — как и многие до и после него — не прошел мимо работы с Аль Пачино. Оба актера встретились на съемках шпионского триллера Роджера Дональдсона “Рекрут”.
 
Колин сыграл одаренного программиста, которого агитируют стать агентом ЦРУ и вместе с ментором (Аль Пачино) найти доносчика и предателя в рядах управления. Герой Пачино обучает своих рекрутов не доверять никому и всегда быть настороже, что его лучший ученик и делает на протяжении всей картины.
 
Аль Пачино отметил игру Фаррелла, подчеркнув, что актер — один из самых талантливых молодых исполнителей своего поколения. Колин был счастив: мало того, что он играл со своим кумиром, о чем не мог мечтать еще пару лет назад. Его еще и похвалили, впрочем, весьма заслуженно: фирменный взгляд передавал внутренние терзания героя, а флер дерзости и страдания и вовсе делал его почти байронической фигурой.
 
Не самая успешная с точки зрения критиков, лента получила тем не менее большие зрительские симпатии — на это время пришелся пик популярности Фаррелла. Он был назван самым сексуальным актером, попал во всевозможные топ-листы Голливуда...
 
Следствием популярности стала не просто всенародная любовь. Сам Оливер Стоун выбрал его на роль величайшего полководца и почти что античного полубога.
 
Александр
 
В 2003 году Оливер Стоун анонсировал свой эпический проект "Александр" - историческое полотно об Александре Македонском. Стоун подошел с дотошностью историка к созданию фильма, старание следовать оригинальному источнику сих пор вызывает восхищение - однако необходимость редуцировать материал стала причиной и откровенно скомканного действия, и затянутого хронометража.
 
Фаррелл сыграл главную роль в этой 175 минутной эпопее. Но сделал это скорее механически, без эмоциональной вовлеченности. Хотя Александр получился действительно полубогом, актеру лучше удаются роли современных солдат, нежели античных завоевателей.
 
Его визави стала Анжелина Джоли, Энтони Хопкинс и Вэл Килмер, но звездный состав, тем не менее, не смог обеспечить массовую любовь к фильму. В США картина едва окупилась, в Европе ее приняли куда теплее. Но факт оставался фактом: сценарий, переполненный датами и сражениями, пестрит намеками и аллюзиями на частную жизнь Македонского. Последняя подана с голливудским размахом в духе "1000 и одной ночи". Этот диссонанс подчеркивали многие - историкам тяжело было восхищаться разрозненными деталями жизнеописания Александра Великого, а обычные зрители были при этом несколько шокированы масштабами личности Александра и широтой его духовных исканий...
 
В итоге фильм был назван едва ли не самым скучным и эмоционально пустым, нудным и откровенным одновременно. Особые проклятия сыпались на голову Фаррелла и Стоуна за изображение любовных связей Александра ("нормальных" для античного мира, но неприемлемых для конца 20 века).
 
Отзывы критиков и финансовый провал ленты заставили меня задаться вопросом - а что же я делаю в этом всем и была ли на то моя воля. Безусловно, в это время мне не хватало мастерства. Но каждый из нас был вовлечен в работу над фильмом на 110 процентов. Как говорит герой Хопкинса: "как и все люди, мы возвышаемся, мы падаем, возвышаемся и снова падаем". Эти слова были пророческими — поскольку фильм вознесся высоко: каждая пятая сцена гениальна. Оливер Стоун сказал, что в итоге получился фильм, который он и хотел сделать.
 
Авторское кино
 
Параллельно с работой над крупными и многомиллионными проектами Колин Фаррелл снимался в независимых и малобюджетных лентах.
 
Они были куда более успешными, особенно в сравнении со студийной продукцией Стоуна или Спейси. Вероятно, он чувствовал себя по-прежнему в своей тарелке, изображая современных парней, но не исторических персонажей.
 
Такими были его работы в "Разрыве" (2003) с Киллианом Мерфи (приз зрительских симпатий европейского кинофестиваля, самый прибыльный независимый фильм Ирландии, собравший в прокате 2.5 млн евро), "Доме на краю света" (2004) с Робин Райт Пенн (по роману Майкла Каннингема, номинация Ирландской кинопремии за лучшую мужскую роль). 
 
Впрочем, уже в "Новом свете" (2005) Теренса Малика Фаррелл снова дает себя перенести в иные исторические времена. Он играет англичанина-моряка, возлюбленного Покахонтас во времена завоевания Америк и заселения европейцами этой территории.
 
Колину Фарреллу удалось передать предельную высоту одной из самых красивых любовных историй. За что он и был вознагражден номинацией Оскара за лучшую мужскую роль.
 
Малик и оператор Эммануэль Любецки — величайший мастер оттенков и съемок с использованием естественного освещения — создают поэму (Rolling Stone)
 
Шедеврально (San Francisco Chronicle)
 
В Брюгге
 
В 2005 году у Фаррелла, который по собственному признанию пил с 14 лет, проблемы с алкоголем стали очевидными — и если до этого времени выпивка не мешала работе, то теперь актер вынужден был признать необходимость завязывать.
 
Тем не менее, Колин продолжал сниматься и выпустил несколько картин перед тем, как получить еще один шанс попасть на первые полосы газет. Но не в качестве объекта светских сплетен, а в качестве звезды дебютной ленты Мартина МакДоны, которая моментально стала классикой и была признана многими лучшей картиной года.
 
Когда я прочитал сценарий, я сказал Мартину МакДоне, режиссеру: "Я не думаю, что тебе следует брать меня". У меня есть за плечами определенный багаж, который складывался годами, а эта пьеса такая чистая,что мне бы хотелось, чтобы зрители не связывали характеры героев ни с одним из актеров. Слава богу, он меня не послушал!
 
"Лучшая черная комедия десятилетия", "Залечь на дно в Брюгге" рассказывает о судьбе двух гангстеров, которые провалили задание и вынуждены бежать из Лондона в Брюгге в ожидании наказания от своего жестокого босса. Фаррелл играет молодого новичка, не справившегося с делом, Рэя. Он мается от безумной тоски, накатившей на него из-за содеянного. В паре с Колинос играет блестящий Брендан Глисон, сдержанного и мудрого бандита, который должен убить своего напарника за досадный промах...

Да, “Залечь на дно в Брюгге” в чем-то искусственнен и чопорен, но это искупается сполна игрой Фаррелла и Глисона и потрясающим остроумием режиссера и сценариста картины (Philadelphia Inquirer)


Режиссерский дебют МакДоны принес Фарреллу Золотой глобус — первую награду такого уровня. И снова вывел актера из тени маленьких фильмов и однотипных ролей, показав новые грани таланта Колина.
 
Эта черная комедия естественным образом колеблется между рыданиями и фарсом, и наконец-то предоставляет нам возможность увидеть Колина Фаррелла в его смешном образе, о котором мы, безусловно, уже давно догадались! (Orlando Sentinel)
 
Удачное сотрудничество актера и режиссера продолжилось в следующей криминальной трагикомедии МакДоны "Семь психопатов" (2012), где у Фаррелла роль повествователя и писателя, пребывающего в состоянии творческого кризиса, помноженного на личную драму.
 
Уникальный сценарий картины странным образом прекрасно сочетает крайнюю жестокость и величайшую комедию (Big Hollywood)
 
Колину удалось не просто развить комедийный дар "грустного клоуна", открытый МакДоной при работе над "В Брюгге". В новой ленте актер прекрасно изображает самовлюбленного творца-раздолбая - типа, чье нытье как зубная боль, выводит из себя, а нежелание измениться исходя из внешних реалий является причиной всех его неудач.
 
Фаррелл достоверен до тошноты — таким настоящим предстает его герой. Глядя на него, веришь, что есть сотня причин, по которым его оставила жена, но все они ничтожны, ибо есть главная — этого героя за вечно кислую физиономию не грех и приложить...
 
Тот сорт абсурдного, хаотичного кино, которое может запросто поднять ваше дерьмовое настроение (New Yorker)
 
2010-е
 
Новое десятилетие Фаррелл встретил совершенно трезвым — по его словам, вовсе иным человеком: "если пьешь с 14 лет и потом бросаешь пить — это не просто жест. Это совсем другая жизнь"... Всегда презиравший любой спорт и называвший тренировки "насилием", Колин теперь занялся йогой и собственным здоровьем.
 
Его возвращение в Голливуд в "первую" обойму актеров стало если не сенсацией, то большим сюрпризом: редко кому удается вытащить второй счастливый билет.
 
С 2010 года Фаррелл окунулся с головой во множество проектов. Среди них были и вампирские истории типа "Ночи страха", и костюмированная классика типа "Фрекен Жюли", и ремейк фантастического триллера "Вспомнить все", и утопическая драма "Лобстер", и романтическая фантазия "Любовь сквозь времена", и нуар-детектив "Настоящий детектив"... Словом, огромное количество фильмов — несколько в год — где Фаррелл без страха и упрека играет самых разных героев.
 
Его актерская зрелость совпала со зрелостью личности, что лишь добавляет некогда трогательному ирландскому пареньку и шарма, и авторитета. Фаррелл больше не похож на смазливого наивного мальчика на побегушках у реальных бандитов: опыт и мастерство обуздали его дерзкий характер и сделали из провинциального красавчика характерного и многопланового актера.
 
Я не спешу никуда. У меня нет никаких особых планов. У меня нет продуманного маршрута... если вы стараетесь упорядочить все в этом бизнесе - вы просто разрушаете себя.