Кэтрин Зета Джонс



Кэтрин Зета Джонс — лауреат премий «Оскар», BAFTA и Гильдии киноактёров США, спортсменка и невероятная красавица. Ее классическая красота отсылает к золотому веку Голливуда, когда от актрисы с подобными внешними данными не требовалось драматического таланта – достаточно просто находиться в кадре.
 
Но Кэтрин большая умница: она профессиональная танцовщица и гимнастка, и ей не раз доводилось самой исполнять сложные акробатические трюки.
 
Кэтрин Зета Джонс родилась 25 сентября 1969 года в Суонси (Уэльс, Великобритания). У Кэтрин есть два младших брата: Дэвид Джонс  и Линдон Джонс, оба не имеют отношения к шоу-бизнесу. Зета — не часть фамилии, а второе имя (Кэтрин Зета), данное в честь бабушки и ставшее частью актёрского псевдонима.
 
Моя история такая: это история про девочку из Уэльса, которая выросла в рабочей семье, где папа с мамой были преданы друг другу. И не меньше, чем друг другу, – мюзиклам... Где папа любил поговорку «терпенье и труд все перетрут», только всегда возражал против «терпенья»: он считал – и сейчас так считает, – что только труд, а терпенье – оно не для сильных людей… Где у мамы был особый дар к элегантности (и он сохранился), а шить она могла лучше всяких Гуччи и Версаче, и мне стоило только ткнуть пальцем в журнал: хочу вот это... Где все в какой-то момент устали от любительских выступлений четырехлетней девочки. И мама решила отдать ее в танцевальную школу – чтобы фонтан бурной шоу-энергии ребенка в доме никого не утомлял… Как видите, никаких чудес.
 
Когда девочке было 5 лет, она серьезно заболела – возникли серьезные проблемы с дыханием, понадобилась хирургическое вмешательство - шрам на шее навсегда остался на память о тех событиях. 
 
Кэтрин с раннего детства обожала мюзиклы (особенно “Мэри Поппинс” и Chitty Chitty Bang Bang), и проявляла интерес к актерству, пению и танцам, постоянно участвовала в любительских театральных постановках. Она выступала перед прихожанами местной церкви, исполняя для них спиричуэлз, демонстрируя прекрасный голос, пластику и особое обаяние. Девочка привыкла много тренироваться и упражняться; наверное, такое детство можно сравнить с детством профессиональных спортсменов или балерин.
 
Я фанат дисциплины. Возможно, это мое танцевальное прошлое, там все держится на расписании, самодисциплине и работе, работе, работе. Я так выросла: с 11 лет выступала на сцене почти профессионально. Шесть часов занятий музыкой и танцами в день. И так с 7 до 15 лет. Потом количество этих часов только увеличивалось. И конечно, это правда: первый бойфренд у меня появился, когда мне было даже не 19 – 20! Я всегда была очень… целенаправленной. Меня интересовала только работа. В 11 лет, когда мои сверстницы блаженно околачивались после школы у местного «Макдоналдса», я неслась на хоровые занятия. В 13, когда они в универмаге втихую «примеряли» первую косметику, я неслась на хореографию. В 14, когда они переживали бурные романы с парнями из старших классов, я носилась на сценическую пластику. И даже никогда им не завидовала – мне было интересно нестись туда, откуда я попаду в конце концов на сцену! 
 
В 14 лет Кэтрин была приглашена на прослушивание для участия в телешоу. Она участвовала в театральных постановках «Annie», «Bugsy Malone» и «The Pajama Game». В возрасте 15 лет она бросила школу…и дебютировала в Лондоне в музыкальном шоу «42-я улица» – это было  британское возрождение известного мюзикла. Изначально ей досталось незавидное положение второго дублера ведущей роли в мюзикле, но однажды “звезда” шоу и первый дублер одновременно заболели, и Кэтрин не упустила свой шанс: в зале находился продюсер пьесы, и он был так впечатлен убедительным исполнением дебютантки, что отдал ей главную роль на все оставшееся время, пока мюзикл шел на сцене.
 
Моя мама как-то призналась, что разрешила мне бросить в 15 лет школу, уехать в Лондон и жить там в доме учительницы, чужого, по сути, человека, только по одной причине. Больше, чем опасностей большого города, родители боялись, что я вырасту и скажу им: «Если бы вы мне не помешали, я могла бы…». Родители не хотели, чтобы в будущем я испытала чувство упущенного шанса. Я тоже так считаю: лучше жалеть о том, что было сделано, чем о том, что не сделано… 
 
В 1987 году ей предложили роль Шахерезады в фильме Филиппа Де Брока «1001 ночь», съемки проходили во Франции. Имя Зеты Джонс впервые стало известным в начале 1990-х годов, когда она сыграла Мариетту Ларкин в комедийном телесериале «Милые бутоны мая» и заставила критиков и режиссеров заговорить о себе.
 
Британские зрители полюбили Кэтрин, всех очаровала ее внешность и манеры, пришла популярность. И уже через два года её пригласили в Голливуд на съемки сериала «Хроники молодого Индианы Джонса», а в 1995 году актриса снялась в американском сериале «Екатерина Великая». К середине 1990-х жизнь в Англии стала сложной: британские папарацци постоянно преследовали Кэтрин, следили за каждым ее шагом. Кэтрин настолько устала жить под прицелом фотообъективов, что переехала в Америку.
 
Голливуд
 
В США творческая биография Кэтрин Зета Джонс складывалась крайне успешно. В 1996 году она сыграла главную роль в мини-сериале «Титаник», на премьеру которого пришел Стивен Спилберг, который немедленно решил включить её в основной состав фильма «Маска Зорро».
 
Спилберг, который был одним из продюсеров фильма, обошелся без проб, и говорят, для него это случай беспрецедентный. Фильм воскрешает персонажа по имени Зорро, который впервые появился в немых фильмах сэра Дугласа Фэрбенкса, а затем в телевизионном сериале в 1950-х годах в исполнении Гая Уильямса.
 
Кэтрин взялась за дело с присущим ей максимализмом перфекционистки: полностью выкладывалась на съемках, училась фехтовать, бесконечно репетировала трюки и танцы.
 
«Маска Зорро» стала для меня судьбоносной картиной – и в карьере, и в личной жизни. Я считаю, успех приходит к тем, кто занимается делом, которое ему нравится, и много работает.
 
«Маска Зорро» (1998) была отмечена киноакадемией в двух номинациях (лучший звук и лучшие спецэффекты). На съемочной площадке Кэтрин довелось поработать с молодым Антонио Бандерасом и знаменитым Энтони Хопкинсом.
 
За 80 лет, которые прошли со времени создания испанского героя Зорро, это был первый раз, когда роль Зорро исполнил испаноязычный актёр (Бандерас); хотя сам персонаж не испанец, а калифорниец с мексиканскими корнями.
 
Побочная история, связанная с неизменной любовью к дочери, которая была у него украдена, является чистой мелодрамой, но Энтони Хопкинс справляется с ней со всем возможным достоинством и пафосом; Зета Джонс также хорошо сыграла свою роль — широко раскрытые глаза, вздымающаяся грудь, слезы. (Chicago Sun Times)
 
Приключенческий вестерн режиссёра Мартина Кэмпбелла, снятый в Мексике и в американском городе Орландо, получился и захватывающим, и остроумным. По сюжету стареющий герой, отдавший все силы борьбе за независимость и справедливость, проведший десятилетия в темнице и потерявший жену и дочь (Хопкинс), передает свои знания, умения и черную маску молодому отчаянному прохвосту, который обнаруживает в себе революционные настроения и будет сражаться с теми, кто вершит зло.
 
Кэтрин сыграла роль Элены, показав все свои достоинства: она блестяще фехтует с Зорро, лучится красотой, энергией и молодостью. А ее танец с незнакомцем в этом фильме — воплощенная страсть! Сцены, где она фехтует в “Маске Зорро”, попали в списки лучших в истории кино.
 
В “Маске Зорро” имеется то, что вы не часто увидите в современных боевиках: это понятие чести. Борьба добра и зла, долг крови передается поколениями. Есть также изюминка, юмор, энергия; это развлечение, а не оскорбление интеллекта. Лучшие сцены в фильме происходят между Бандерасом и Зета Джонс, между ними есть особая химия. Это сцена страстного танца в доме дона Рафаэля, и еще одна сцена, где преступник прячется в исповедальне и с большим интересом слушает, как молодая женщина признается в своем греховном интересе к таинственному человеку в маске. Все эти темы объединяются в поединок жизни и смерти между мужчиной и женщиной, и заканчиваются удивленными объятиями. (Chicago Sun Times)
 
Гремучая ироничная смесь из прекрасно снятых сцен драк, захватывающих конных трюков, классного саунд-трека и романтической истории любви — зрелищное и динамичное зрелище понравилось и взрослой, и детской аудитории. “Маска” сделала отличные кассовые сборы: при бюджете в 95 млн они составили более 250 млн долларов.
 
После выхода фильма на экраны он моментально стал хитом, а карьера Кэтрин стремительно пошла вверх: отныне не она ходила на кастинги, а ей присылали сценарии на выбор. Гонорары за съемки стали исчисляться миллионами долларов. В 2005 году вышел сиквел «Легенда Зорро», в котором также снялись Бандерас и Зета Джонс. Вторая часть тоже стала большим кассовым хитом, собрав более 141,5 млн долларов в прокате.
 
Признанная звезда приключенческого жанра
 
После “Маски Зорро” Зета Джонс завоевала статус звезды приключенческого кино. В 1999 году вышел фильм “Западня” режиссёра Джона Эмиела о двух виртуозных ворах, которые специализируются на краже произведений искусства. Главные роли в фильме исполнили Шон Коннери и Зета Джонс. Актриса, которая могла бы использовать дублеров, самостоятельно исполнила все самые опасные и невероятные трюки. Например, трюк на потолочной балке в замке Дуарт, когда героиня Кэтрин Зета Джонс делает сальто назад, а потом спрыгивает с балки на старинный стол, актриса также проделала сама.
 
Зрители оценили ее работу по достоинству, а вот кинокритики высмеяли. За участие в этом фильме актёры Шон Коннери и Кэтрин Зета Джонс были номинированы в 2000 году на «Золотую малину» в номинациях “Худшая актриса” и “Худший актёрский дуэт”. Возможно, акробатические трюки показались критикам недостаточно артистичными. Кинокритики дали множество разгромных рецензий на фильм, но среди них попадались и хвалебные.
 
Объедините две звезды такой мощности с большим количеством трюков и тщательно продуманной графики – тут есть на что посмотреть. (Нью-Йорк Таймс)
 
Коннери и Зета Джонс не только отлично смотрятся вместе, они хорошо сыгрались. (New York Magazine)
 
Сцена преодоления героиней Кэтрин Зета Джонс сигнальных лучей лазерной системы защиты неоднократно пародировалась в кино. Так, например, её можно встретить в фильме «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (в сцене с четырьмя воровками). Но, как ее ни высмеивали, сцена стала классикой.
 
Впрочем, претензии были в основном к сценарию: его критики сочли в лучшем случае непоследовательным, а в худшем – смехотворно неправдоподобным и полным нестыковок и ляпов.
 
В то время как фильм полон блеска, более пристальный взгляд покажет, что вас привлек не бриллиант, а синтетический циркон. (Лос-Анджелес Таймс)
 
В 2000 году Кэтрин сыграла главную женскую роль в драме “Траффик”;  партнером по фильму стал ее супруг Майкл Дуглас. Интересно, что героиню Кэтрин в “Траффике” было решено сделать беременной, потому что сама Зета Джонс в то время тоже была беременна.
 
«Траффик» — фильм режиссёра Стивена Содерберга, исследующий сложный процесс нелегального оборота наркотиков, показанный со стороны различных его участников: наркомана, политика, торговца и полицейского. Это сокращённая адаптация британского телесериала «Путь героина», где оригинальную сюжетную линию, связанную с Пакистаном, заменили на мексиканскую.
 
Главные герои трёх пересекающихся сюжетных линий: Роберт Уэйкфилд (Майкл Дуглас), новый глава Национального управления по контролю за оборотом наркотиков; Родригес (Бенисио дель Торо), мексиканский полицейский, и Хелена Айала (Кэтрин Зета Джонс), жена крупного наркобарона, которого пытается вывести на чистую воду Монтель Гордон (Дон Чидл).
 
Масштабный, амбициозный и мастерски сделанный, “Траффик” представляет собой повествование в стиле docudrama на очень высоком уровне. (Variety)
 
Четырежды оскароносный (лучшая мужская роль второго плана у Бенисио Дель Торо, лучший режиссер – Содерберг, лучший адаптированный сценарий и лучший монтаж) фильм вышел в российский прокат с неоднозначно понятным названием  «Траффик». Фильм стал началом общественной дискуссии в США: Содерберг поднял тему легализации наркотиков, при этом режиссер считает, что зависимость – проблема общественного здравоохранения, а не преступление, за которое надо сажать в тюрьмы. Конечно, наркотики порождают преступность сами по себе, и более рациональная госполитика приведет к снижению уровня преступности и более безопасному обществу.
 
Фильм очень мощный, потому что он не поучает…факты приводят к выводу: эту войну не выиграть, слишком большие людские потери. Война с наркотиками стоит 19 миллиардов долларов в год, но сцена в конце фильма допускает, что наркоманам больше помогают две бесплатные программы, Анонимные алкоголики и Анонимные наркоматы, чем все вооруженные силы, собранные вместе. (Chicago Sun Times)
 
Режиссёр Стивен Содерберг искусно выстроил конструкцию фильма, чередуя места съёмок (каждое из них выглядит кинематографически по-особому), сводя и разводя знакомых и незнакомых людей, поневоле попадающих в орбиту законспирированных наркосетей. Фильм пользовался огромной популярностью и заработал отличные кассовые сборы. Роль Кэтрин в “Траффике” осталась без хвалебных рецензий, но само ее участие в столь значимом проекте вывело актрису на новый виток карьеры.
Звезда мюзикла “Чикаго”
 
Мегапопулярный мюзикл “Чикаго” режиссера Маршалла и сценариста Боба Фосса был удостоен шести Оскаров, 52 других наград и в общей сложности был номинирован на разные премии 127 раз. Заглавный сольный номер Кэтрин Зета Джонс, которая чувствует себя на сцене как рыба в воде, заставляет вспомнить лучшие образцы жанра, такие как “Кабаре” и “Весь этот джаз”.
 
Актриса сама поет, великолепно танцует и демонстрирует высочайший класс исполнения. Это настоящий старый добрый Голливуд, и она – 100 % звезда бродвейского мюзикла в его голливудской экранизации.
 
Киноакадемия не смогла проигнорировать яркий талант и образ, и наградила Кэтрин за лучшую женскую роль второго плана. На церемонии награждения премией Оскар, говоря о своей роли Вэлмы Келли, Кэтрин заявила, что, хотя сниматься было безумно интересно, но это было так же больно и мучительно, как рожать сына.
 
Слоган фильма «убийство, страсть, слава, секс — это Чикаго!» как нельзя лучше характеризует главные сюжетные линии. Рокси Харт (Рене Зелвегер) мечтает о карьере примадонны кабаре Велмы Келли (Зета Джонс). И Рокси оказывается с Вэлмой в одинаковом положении, когда несколько ошибок (и убийств) приводят обеих в женскую тюрьму Чикаго, а спасти красоток может только “звездный” адвокат Билли Флинн (Ричард Гир).
 
Вообще, изначально Кэтрин была предложена роль Рокси, но она попросила именно Вэлму, так как она исполняет любимую песню Кэтрин All that jazz.
 
Героиня Зеты Джонс, королева сцены и звезда мюзиклов, блистала красотой и талантом, и попав в застенки, переживает огромный шквал эмоций. Кэтрин не упустила эту возможность – она убедительно показала весь спектр чувств и переживаний угасающей звезды. Каждый из ее вокально-танцевальных номеров достоин восхищения:
 
Говорят, Кэтрин уговорила режиссера изменить ее образ и убрать фирменные длинные волосы – с короткой стрижкой ей было удобнее танцевать, к тому же зритель мог быть абсолютно уверен, что танцует не дублер, а сама Зета Джонс.
 
Пьеса «Чикаго», по мотивам которой был написан сценарий экранизации,  посвящена двум громким делам об убийстве, потрясшим Чикаго в 1924 году. Пьесу «Храбрая маленькая женщина» написала в 1926 году Морин Даллас Уоткинс, находясь под впечатлением от судебных процессов, которые она лично наблюдала в качестве служащей суда. История быстро нашла путь к сердцам зрителей: мюзикл в сочетании с истинной драмой, взятой из реальной жизни, создал эффект оперной трагедии.
 
В 1927 году появилась первая экранизация "Чикаго", а в 1942 в прокат вышел фильм Уильяма Велдмана под названием "Рокси Харт" с Джинджер Роджерс в главной роли. Новая жизнь пьесы началась в 1975 году, когда известный Боб Фосс решил воспользоваться творением Морин, создав на его основе красочное шоу с блестящими музыкальными и хореографическими номерами. Партитура мюзикла является великолепной стилизацией под популярные американские песенки 1920-х годов. В экранизации 2000-го года добавился сатирический взгляд – получилась искрометная трагикомедия. Кинокритика, конечно, не могла не указать на некоторую вторичность мюзикла, и не особенно перехваливали Кэтрин и других исполнителей.
 
Рискуя вызвать раздражение фанатов мюзикла, следовало бы заметить, что с точки зрения музыки и хореографии «Чикаго» является прилежным, порой великолепно скопированным, но неизбежно вторичным произведением по отношению к «Кабаре», сочинённому теми же авторами — Бобом Фоссом, Джоном Кэндером и Фредом Эббом. А актрисы Рене Зеллвегер и Кэтрин Зэта-Джонс, не говоря уже о Ричарде Гире, отнюдь не блещут своими изумительными вокальными данными, тем более — в сравнении с Лайзой Миннелли. (3500 рецензий)
 
Однако с критическими мнениями не согласился зритель: «Чикаго», американские сборы которого превысили 171 млн долларов (а во всем мире — более 300 млн), стал самым прибыльным фильмом студии Miramax. Для каждого актера, который был занят в «Чикаго», это был безусловный прорыв на новый уровень — Кэтрин роль Вэлмы принесла Оскара и признание как актрисы мюзиклов.
 
Пение и танцы в «Чикаго» великолепны повсеместно, без исключений. Транслируя тонкие остроумие и темную сторону эротики, Маршалл сделал известную историю бесподобной. (Dallas Observer).
 
2000-е
 
Кэтрин продолжила много сниматься в 2000-е годы: она появилась вместе с Джорджем Клуни в драме «Невыносимая жестокость» (2003), и в ироничном детективе “Двенадцать друзей Оушена” (2004), а также сыграла главную роль в продолжении комикса о Зорро – в фильме “Легенда Зорро”.
 
В 2004 году Кэтрин сыграла главную женскую роль в трогательной трагикомедии “Терминал” Стивена Спилберга, где выступила в дуэте с Томом Хэнксом. В основе сюжета лежит реальная история, произошедшая в 1988 году с иранским беженцем Мехраном Карими Нассери, который был вынужден прожить 18 лет (до 2006 года) в парижском аэропорту, поскольку все его документы были украдены.
 
Удивительная и абсурдная ситуация возникла в жизни Виктора Наворски (Хэнкс), когда он отправился в Нью-Йорк из Восточной Европы. Пока Виктор летел в самолете, на его родине произошел государственный переворот. Оказавшись в международном аэропорту JFK с паспортом ниоткуда, он не имеет права въехать в Соединенные Штаты и должен коротать свои дни и ночи на скамейках терминала, пока война в его родной стране не закончится. Виктор начинает выживать на терминале, находит друзей и даже любовь – роковая красотка-стюардесса Амелия (Зета Джонс) хоть и не принесет ему счастье, но поможет в сложившемся мире абсурда.
 
Романтическая комедия, приятная во многих отношениях: басня и притча от Спилберга, который явно немного путешествует (Chicago Tribune).
 
Наверное, стоит добавить, что со своим мужем Майклом Дугласом Кэтрин родилась в один день (с разницей в 25 лет). При заключении брака актриса настояла на подписании брачного контракта, по условиям которого ей причиталась финансовая компенсация (1-3 миллиона долларов) за каждый год, прожитый с Дугласом, в случае его измены. 
 
Дело в том, что во многих головах я существую в статусе этакой Золушки. Девочка из деревушки, затерянной в горах Уэльса, покорила экран (не иначе как с помощью феи), стала звездой голливудского королевства, вышла замуж за кинопринца, да нет, за целую аристократическую династию Дугласов! И я не спорю – прекрасный сюжет. Только не совсем про меня.
 
До 2010 года в их отношениях все шло хорошо, пока у актёра не диагностировали рак горла. Год Кэтрин провела у постели супруга, и болезнь отступила. Но постоянный стресс, нервное перенапряжение не прошли для неё бесследно –  обострилось биполярное расстройство и в апреле 2011 года проходила курс лечения в психиатрической клинике. Ровно через два года она прошла второй курс лечения – проблемы с психикой лишь усугубились. А 16 августа 2013 года Майкл Дуглас заявил, что подает на развод, потому что больше не в состоянии выносить депрессию Кэтрин. Однако в ноябре того же года супругов видели вместе – они помирились.
 
В 2015 году Кэтрин вернулась к работе, она снимается не только в фильмах, но и в рекламе различных брендов (например, гонорар актрисы за 7-минутный ролик рекламы Unilever составил 2,5 млн долларов).
 
Чтобы лучше подготовиться к своей роли в фильме «Вкус жизни» Кэтрин проработала один вечер официанткой в престижном нью-йоркском ресторане Fiamma Osteria. Многие посетители обращали на неё внимание и удивлялись, что официантка так сильно похожа на известную актрису, на что та отвечала «Да, мне всегда так говорят».
 
В родном Уэльсе Кэтрин основала собственную кинокомпанию «Милквуд филмз». Ее продюсерская компания Milkwood Films названа в честь пьесы «Under Milkwood» валлийского писателя Дилана Томаса (они оба из валлийского города Суонси). Ее сногсшибательная красота не угасает с возрастом, а становится лучше, как дорогое вино, и вероятно, она еще покажет себя не раз – и в жанре мюзикла, и в приключенческом кино.
 
Эта женщина создана для того, чтобы ее ненавидели другие женщины. Она сияет. В ней блестит все – волосы, глаза, у нее гладко блестящая оливковая кожа, такая гладкая, что тонкий золотой браслет на запястье кажется не украшением, а частью ее. Ее глаза много светлее, чем бывает у кареглазых, – они то янтарные, то зеленоватые, а то и вовсе желтые. На долю секунды мне даже кажется, что я от всего этого расстроилась. Да ведь и правда: никто никогда даже в самых смелых своих мечтаниях не будет так выглядеть…(Psychologies)