Джо Пеши



Бывают такие лица у известных актеров – будто они были всегда, будто они и есть американское кино.  Мало кто одинаково органичен и в роли гангстера-убийцы, и в рождественской комедии. Лицо Джо Пеши моментально узнает каждый зритель практически любого возраста — он такой один.
 
Журналисты чаще всего упоминают Пеши как «любимого актера Мартина Скорсезе», с которым они вместе создали такие шедевры как «Бешеный бык», «Славные парни» и «Казино». Ну а мировому зрителю Пеши запомнился и в рождественских комедиях «Один дома» и «Один дома 2: Потерянный в Нью-Йорке», и в криминальной драме «Однажды в Америке», и в комедии «Мой кузен Винни», и в серии фильмов «Смертельное оружие».
 
Юные годы
 
Джозеф Франческо Де Лорес Элиот Пеши родился 9 февраля 1943 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в семье парикмахера Мэри и водителя Анджело, выходцев из Италии.  Это была очень простая семья, отец — итальянский эмигрант, тяжело трудился на General Motors, а в свободное время подрабатывал за барной стойкой.
 
Джо с самого раннего детства радовал родных талантами: к 4 года дебютировал на радио, в 5 лет впервые сыграл в театре. В 1950-е годы артистичного от природы  мальчика взяли в телевизионную развлекательную программу «Детский звездный час».
 
Довольно рано у Джо обнаружился прекрасный голос и незаурядные музыкальные способности. В возрасте 22 лет он записал дебютную виниловую пластинку, назвав ее «Конечно, маленький Джо умеет петь». Глядя на молодого человека на обложке диска и слушая в сущности безликие песенки в его исполнении, трудно поверить, что через двадцать лет он получит свой «Оскар» за роль садиста-гангстера в «Славных парнях».
 
Пластинка не стала особенным хитом и какое-то время Джо Пеши выступал стендап-комиком в клубах Нью-Йорка и трудился как сессионный музыкант.
 
В 1960-е годы он играл на гитаре сразу в нескольких нью-йоркских группах, в том числе в коллективе John Dee and the Starliters, известном тем, что в 1965 году к ним на какое-то время присоединился великий Джими Хендрикс (правда, к тому моменту Пеши уже покинул группу, так что сыграть на одной сцене им не довелось).
 
В какой-то момент Джо задвинул музыку на второй план и бросил все силы на актерскую карьеру. Первую значимую роль он сыграл в криминальном фильме «Коллекционер смертей» вместе с Фрэнком Винсентом, с которым позднее не раз сотрудничал. Малобюджетный проект вышел на экраны в 1975 году и полностью разочаровал публику и артистов: ни успеха, ни славы, ни сборов в прокате.
 
Через несколько лет судьба улыбнулась Пеши: в 1979 году он сыграл в «Бешеном быке» Мартина Скорсезе — это был его счастливый билет.
 
Мощный кинодебют
 
Замысел «Бешеного быка», по легенде, возник у Мартина Скорсезе после огромной личной катастрофы и с подачи друга, актера Роберто Де Ниро.
 
В 1978 году Мартин Скорсезе, увлеченный Лайзой Минелли, наркотиками и депрессией по поводу развода, чуть было не попал в мир иной. Он готов был оставить кинематограф, но вот Де Ниро не готов был пожертвовать своим актерским будущим и настоящим другом.
 
Де Ниро убедил Скорсезе участвовать в экранизации биографии Джейка Ламотты, итало-американского боксера-тяжеловеса, который в 1960-х был безусловным чемпионом США. История спортсмена, который смог переломить себя и выстоять, побороть собственные страхи привлекла Мартина своей жизненностью. И в образ Ламотты Скорсезе вложил всего себя.
 
Сначала Скорсезе отказывался, так как он в принципе не любит кино о спорте, но Де Ниро в конце концов сумел его переубедить. Многие утверждают, что Де Ниро тем самым спас режиссеру жизнь, сумев настоять на его возвращении к работе. Этого мнения, кстати сказать, придерживается и сам Скорсезе.
 
По сюжету «Бешеного быка» Джейк Ла Мотта по прозвищу Бронкский Бык — известный боксер. И все его психологические и сексуальные комплексы яростно извергаются на боксерском ринге. Под горячую руку ему попадается и родной брат, ставший жертвой навязчивой паранойи и ревности.
 
Роберт Де Ниро и Мартин Скорсезе, подыскивая кандидатуру на роль брата Джейка Ламотты, вспомнили о Пеши, которого видели в «Коллекционере смертей». Наверное, можно заключить, что не последнее значение имело итальянские корни Пеши (схожее с Де Ниро и Ламотта) и его не аристократическое происхождение. Иными словами, он подходил и типажно, то есть внешне, и внутренне – по характеру и бэкграунду. Джо Пеши прибыл по первому зову «великих» и снялся в картине, мгновенно ставшей культовой – успех фильма «накрыл» волной популярности и создателей, и весь актерский состав.
 
После исполнения роли брата Ламотты в фильме Мартина Скорсезе «Бешеный бык» Пеши получил премию BAFTA в категории «Лучший новичок» 1980 года, был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, а также на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана.
 
Мартин Скорсезе сумел вытащить из итальянского паренька всю его мятежную сущность, прочувствовав мощь таланта и харизмы. Предоставляя актерам возможность импровизировать на съемочной площадке, режиссер умело направлял каждого из них. Его секрет прост: он работает только с близкими по духу людьми, многие из которых становятся его друзьями.
 
Актеры должны быть свободны (или думать, что они свободны). В руководстве актерами нет никакой тайны. Все зависит от режиссера. Некоторые творят с помощью актеров великие фильмы, хотя при этом могут быть с ними холодными, требовательными и даже иногда несносными. По мне, лучше всего работать с теми актерами, которые приятны тебе как люди. Ну или как минимум что-то в них вас привлекает. (Мартин Скорсезе)
 
История известного американского боксёра-профессионала, по остроумному замечанию одного из американских критиков, рассказывает о том, что главным его соперником боксера оказался он сам, только за пределами ринга. Неукротимый и скандальный характер Ламотты принёс ему немало неприятностей и в личной жизни, и в профессиональном боксе.
 
Невероятно, но факт: сам Джейк осознал, кто он такой, только увидев себя на экране, до этого ему и голову не приходило заниматься самокопанием. Сомнения никогда не были ему близки, он просто шел вперед – иногда по головам, причем самых близких людей. Обижая жену и брата, он самоутверждался за их счет вновь и вновь.
 
Мне не слишком понравилось увиденное, а точнее, человек, которого я там увидел... Сразу после просмотра я задал вопрос своей жене: „Неужели именно таким я был в жизни?“ И она ответила: „Ты был еще хуже!“ Тогда я впервые я подумал: Боже мой, я избивал своего брата и делал все эти жуткие вещи... Я действительно был хуже своего экранного двойника. (Джейк Ламотта)
 
Интересно, что изначально Ламотта настаивал на том, чтобы сыграть в фильме самого себя, однако продюсеры вовремя его остановили. Тогда боксер стал тренировать Де Ниро и даже просил актера не бояться нанести ему удар. Готовясь к роли, Роберт Де Ниро весьма интенсивно тренировался и даже провел в Бруклине три настоящих боксерских поединка, в двух из которых он победил. Кстати, во время съемок драки Роберт Де Ниро случайно сломал ребро Джо Пеши – но никто не был в обиде.
 
Строгая, как бы документальная стилистика чёрно-белого изображения, кажущаяся импровизационность истории, которая словно снята скрытой камерой, жёсткость, а порой жестокость, обнажённость и яростность режиссёрской манеры — безусловные достоинства картины Скорсезе.  (3500 рецензий)
 
«Бешеный бык» по прошествии десятилетия после создания был назван лучшей киноработой 1980-х годов по опросу ведущих критиков США, а в 1990-м включен в престижный Национальный регистр фильмов. Согласно анкете Американского киноинститута, «Бешеный бык» является четвертым среди ста лучших фильмов кинематографа США за всю историю.
 
При всем этом ни «Бешеный бык», ни другие примечательные киноработы Скорсезе очень долго не получали «Оскара». А вот Джо Пеши киноакадемики оценили с первого подхода — он получил престижную премию Британской киноакадемии в номинации «лучший новичок» за «Бешеного быка». Национальный совет кинокритиков США тоже не обошел артиста вниманием, отметив Пеши призом за лучший образ второго плана.
 
1980-е
 
В 1983 году Пеши сыграл в драме о золотоискателе «Эврика», а также в комедии «Легкие деньги», а в 1984 Джо Пеши снова встретился с Де Ниро в культовой драме Серджио Леоне «Однажды в Америке».
 
Изначально Пеши пробовался на роль Макса, друга Дэвида, которого сыграл Роберт де Ниро, а на кастинге Джо не утвердили — для такой центральной роли, видимо, было еще рано. Но режиссер предложил Джо Пеши выбрать для себя другого персонажа, и актер остановился на Фрэнки.
 
История дружбы нью-йоркских мальчишек, переросшая во взрослую и жестокую жизнь, стала настольной книгой нескольких поколений. Действие фильма происходит в неспокойные 1920-е годы, когда каждый американский бродяга мечтал стать миллионером. Отчаянные парни из трущоб Нью-Йорка сформировали свой кодекс чести и свои мафиозные правила, они убирали с дороги конкурентов, безжалостно карали предателей и нагло проворачивали хитроумные аферы.
 
Мальчишки выросли и стали королями преступного мира золотой эры «сухого закона». Они поклялись отдать жизнь друг за друга, зная, что самое главное для них — это дружба, долг и справедливость — не утопить в реках крови и бездонном океане денег. Спустя много лет судьба жестоко обошлась с легендарными гангстерами, заставив их исполнить свою клятву. 
 
По сегодняшним меркам «Однажды в Америке» — это сериал, который за один присест зрителю не одолеть. Фильм, кстати, так и не показали в кинотеатрах США в полном объеме. Леоне заставили сократить версию до 139 минут, убрав оттуда все жестокие сцены. Однако позже вышла полная версия длиной в 229 минут. Режиссер был возмущён, что для проката в США фильм был настолько урезан, но хуже всего было то, что все сцены были перемонтированы кинокомпанией Алана Ладда в хронологическом порядке, что убило замысел режиссёра и рассеяло важнейшую для фильма ауру загадки. Леоне был в такой ярости, что до конца жизни отошёл от кинопроизводства.
 
Трагедия фильма в том, что его уничтожили в той стране, для которой он в первую очередь предназначался. Но вы знаете прокатчиков, и Ладд еще не худший из них. Один прокатчик с Ближнего Востока сказал, что готов купить фильм при условии, что мы вырежем все сцены с евреями! (Серджио Леоне)
 
Окончательно утвердившись среди плеяды голливудских звезд, Джо Пеши попал в европейский комедийный проект «Всех за решетку», причем исполнил главную роль. В конце 1980-х актер не смог отказаться от роли злодея мистера Бига в музыкальном фильме «Лунная походка», где роль главного героя исполнил Майкл Джексон.
 
Позднее  последовала работа в детективном боевике «Смертельное оружие 2», где Джо Пеши предстал на одном экране вместе с Мелом Гибсоном и Дэнни Гловером. В этот раз герой Пеши снова связан с криминалом, но на этот раз предстает перед правосудием в качестве важного свидетеля. Звездное трио оказалось успешным, и спустя время последовал выход третьей и четвертой частей фильма с идентичным актерским составом. За появление в последнем фильме франшизы Джо Пеши получил гонорар в 3 млн долларов.
 
Долгожданный Оскар
 
В 1990 году Джо Пеши исполнил роль мафиози Лео Карелли в триллере «Отступник», где главную героиню сыграла Джоди Фостер. В свидетельницу преступления Энн влюбляется киллер Майло (Деннис Хоппер), нанятый убить девушку. Пара сближается, но, чтобы окончательно освободиться от преследования, Майло взрывает себя вместе с работодателями.
 
В 1990 году Джо Пеши прославился на весь мир – «Оскара» ему принесло участие в шедевре Мартина Скорсезе «Славные парни». В центре повествования Генри Хилл — начинающий гангстер в блестящем исполнении Де Ниро. Он занимается грабежами вместе со своими товарищами Джими Конвеем  (Лиотта) и Томми Де Вито (Пеши), которые с легкостью убивают любого, кто встает у них на пути.
 
Скорсезе за основу взял книгу Николаса Пиледжи «Умник». Когда великий режиссер прочитал ее, он позвонил Пиледжи в офис, но писатель отсутствовал, и режиссёр оставил записку через секретаря. Пилежди по возвращении обнаружил на своем столе записку «Вам звонил Скорсезе». Писатель не поверил и выбросил в мусор, решив что это розыгрыш коллег. Не дождавшись звонка, Скорсезе добрался до дома Пиледжи и сообщил ему, что разыскивал такую книгу целую вечность. Пиледжи ответил, что ждал этой встречи всю свою жизнь, и в качестве режиссёра экранизации своего романа мечтал только о Скорсезе.
 
На месте сценариста Скорсезе с самого начала предполагал только автора книги — Николаса Пиледжи. Хотя писатель мало что понимал в написании сценариев, режиссёр обучил его основам этого дела и всячески помогал — фильм состоялся, и был высоко оценен публикой и критиками.
 
Один из самых жестоких, но и самых потрясающих фильмов Мартина Скорсезе — невероятный, неповторимый опыт и переживания. (Washington Post)
 
Оригинал рассказывает о настоящих гангстерах. Ходили слухи, будто Джимми Конвей (подлинное имя — Джимми Берк) был настолько в восторге от того, что его сыграет Де Ниро, что позвонил ему из тюрьмы и дал несколько ценных советов. Однако Николас Пиледжи всячески отрицает эти слухи, утверждая, что Конуэй и Де Ниро никогда не общались.
 
Тем не менее, Пиледжи не опровергает легенду о том, что в проекте участвовали люди, знавшие реальных героев довольно близко. Настоящий Хилл также говорил, что авторы фильма попали в образ реального Томми Де Вито практически на 100 %, за одним лишь «но» — Томми был огромным, как шкаф, что очень контрастирует с маленьким ростом Джо Пеши.
 
Интересно, что по просьбе Скорсезе Джо Пеши много импровизировал во время съемок и сам придумал и снял сцену, где его герой Томми Де Вито выходит из себя под фразу «Думаешь, я забавный?».
 
Все актеры играют великолепно и первоклассно; особняком стоит Пеши, выступая в своей убедительной манере. (Chicago Tribune)
 
Когда мать Джо Пеши посмотрела фильм, она немедленно позвонила сыну и сообщила: кино хорошее, но плохо, что его герой так часто ругается. Фанаты фильма посчитали – с учетом различных вариаций получается 275 ругательств, то есть по одному ругательству каждые 28 секунд.
 
Кинокомпания Warner Bros. отказывалась продюсировать фильм, если в одной из ведущих ролей не будет ни одной суперзвезды Голливуда. Тогда Скорсезе вспомнил о близком друге Роберте Де Ниро, показал ему сценарий, и спросил, кого он хочет видеть в роли Джимми Конвея. Де Ниро прочитал и скромно ответил: «Самого себя». Вскоре студия согласилась выделить на разработку 26 миллионов долларов.
 
Важно не быть с актерами слишком строгим. Но, с другой стороны, я не могу позволить им делать то, что не считаю нужным. Если актеру комфортно играть данного персонажа в данном мире, я разрешаю ему импровизировать, а сам подбираю для импровизации подходящую съемку: средний план, крупный...(Скорсезе)
 
Создав образ нового «крестного отца», Скорсезе смог очаровать свою публику на много десятилетий: и сегодня, спустя годы, одновременно восхитительный и отталкивающий, Goodfellas, красочный апокриф жизни мафии в 1955-1980 годах в Нью-Йорке, остается одним из самых популярных и востребованных.
 
А Джо Пеши навсегда стал иконой гангстерского кино. Что ж, самое время было показать миру, что он может кое-что еще. Например, быть замечательным комедийным актером.
 
Один дома
 
В 1990-х зрители были шокированы, увидев своего любимого мафиози в рождественской комедии Криса Коламбуса «Один дома». И это было начало: со временем Джо Пеши собрал в своей фильмографии всю коллекцию комедий о забытом дома ребенке.
 
Синопсис фильма не отличался остроумием: «Когда семья Кевина уехала в отпуск, они забыли дома одну мелочь – Кевина. Но не волнуйтесь ... Он готовит. Он убирает. Он готов защитить дом от нападок». Но сама комедия оказалась уморительно смешной.
 
Кевина МакКалистера блестяще сыграл 9-летний Маколей Калкин, а одного из грабителей, пытающегося взять приступом дом МакКалистеров – Пеши. На роль второго грабителя, по имени Гарри, приглашали самого Роберта Де Ниро, но он отклонил предложение.
 
Фильм стал чуть ли не самой главной рождественской сказкой Америки, Калкин – звездой и миллионером, даже сам дом, где снимался фильм, стал внесен в туристический список достопримечательностей штата Иллинойс.
 
Во время съемок Джо Пеши все время забывал, что они снимают семейное кино и выкрикивал нецензурную брань (свой фирменный fuck и его производные). Тогда режиссер Крис Коламбус посоветовал ему произносить слово «Fridge». Пеши вовсю развлекался на съемочной площадке, иногда входя в раж. В сцене, где Гарри кусает палец Кевина, Джо Пеши на самом деле прикусил палец Калкина, оставив шрам на его пальце.
 
Комедия сценариста и продюсера Джона Хьюза, реализованная на экране Крисом Коламбусом, пользовалась совершенно невероятным успехом. Она не только стала лидером 1990 года, но и ныне находится на 35-м месте среди самых кассовых картин за всю историю американского кино. Милый и смешной фильм был рассчитан на признание публики — но не такое же оглушительное и поголовное! Наверно, американцам очень хотелось приключений и переживаний в их обеспеченном, технически оснащённом существовании. Так что продолжение «Один дома 2» долго не заставило себя ждать. (3500 рецензий)
 
Рождественская история, рассказанная на новый лад, трогательная сказка о мальчике, который сумел освоиться в неожиданно враждебном мире, причём со смекалкой и выдумкой применяя достижения технического прогресса, конечно, не могла не понравиться американцам (и не только!). Бюджет в 18 миллионов долларов обернулся сборами более 500! Фильм попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как комедия, собравшая больше других денег в прокате.
 
Новейшая история
 
Джо Пеши появлялся в кинопроектах «Мой кузен Винни», «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», «Бронкская история» и «Казино». Главная роль досталась Джо Пеши в криминальной комедии «Джимми-Голливуд» (история про Джимми Альто, которому не удается построить актерскую карьеру, но незадачливому артисту выпадает шанс утвердиться в своих глазах, поймав опасного преступника).
 
В конце девяностых Джо Пеши оставил кинокарьеру и вернулся к музыке. Правда, для этого он выбрал странный формат: в 1998 году вышел диск Vincent LaGuardia Gambini Sings Just For You (Винсент Лагвардиа Гамбини – это персонаж Пеши из фильма «Мой кузен Винни»). Весь альбом был записан как бы от имени милого, но подозрительного нью-йоркского жулика. Заглавным треком на диске была песня Wise Guy, записанная в стиле рэп и рассказывающая про нелегкую жизнь гангстеров средней руки.
 
Джо Пеши продолжил свои музыкальные эксперименты и выпустил диск совместно с известным джазовым органистом Джои Ди Франческо, где исполнял джазовые стандарты под псевдонимом Джо Доггс.
 
Ностальгия Джо Пеши по музыкальной молодости, принявшая столь странные формы, продолжалась несколько лет. В середине 2000-х годов актер вновь вернулся к работе в кино, хотя снимается теперь не слишком часто. Что касается музыки, то Пеши продолжает периодически выступать с друзьями в небольших клубах, распевая джазовые стандарты в свое удовольствие.
 
В 2006 году Роберт Де Ниро вернул Джо Пеши в кино, позвав сниматься в ленте о шпионаже «Ложное искушение», где также сыграли Мэтт Дэймон, Анджелина Джоли и Алек Болдуин. В 2010 году Джо Пеши не смог отказаться от роли организатора первого борделя в Неваде в комедии «Ранчо любви». Партнершей актера стала английская  гранд-дама Хелен Миррен.
 
В 2014 году старый друг Пеши Мартин Скорсезе пригласил артиста в гангстерскую драму «Ирландец», где на одной рабочей площадке собрались три легендарные «итальянские звезды» Голливуда – Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши.
 
Еще до своего выхода в прокат фильм вызвал огромный интерес у зрителей и критиков: мало того, что на одной площадке соберутся три звезды, которые не встречались несколько десятилетий. Так еще фильм обозначил воссоединение двух некогда очень близких друзей и партнеров — Скорсезе и Де Ниро (казалось, что последний их совместный проект “Казино” поставил точку в постоянном сотрудничестве).
 
За основу сюжета взят роман Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома» о киллере Фрэнке Ширане (Де Ниро), который в конце жизни покаялся в совершенных преступлениях, в том числе убийстве руководителя профсоюзной организации Джимми Хоффы (Аль Пачино), а также 24 гангстеров. К февралю 2018 года съемки фильма были завершены. Кинолента, бюджет которой составил фантастические для Голливуда 140 млн долларов, получила финансирование от Netflix.
 
Мы пытались сделать этот фильм последние несколько лет, и я думаю, что мы его сделаем. (Роберт Де Ниро)
 
Премьера запланирована на 2019 год и обещает быть настоящим событием в современном кино. Как и многое из того, что уже сделали Пеши, Де Ниро и Скорсезе.