Хоакин Феникс



Проникновенный взгляд, загадочный шрам над верхней губой и глубокий хриплый голос — Хоакин Феникс часто играет эмоционально ненадежных и психически беспокойных персонажей, которые надолго западают в память зрителя. Но несмотря на бунтарский дух, в его образе есть что-то неуловимо печальное, будто он уже прожил несколько непростых жизней.
 
Иногда мне кажется, что меня приглашают на роль только потому, что все остальные актеры заняты где-то еще. Создание кино — это искусство манипулирования. Ты манипулируешь погодой и создаешь дождь, когда он тебе нужен. Ты манипулируешь актерами, и сам, как актер, манипулируешь своими чувствами — чтобы они совпали с теми, которые, как тебе кажется, есть у твоего персонажа.
 
Клан Фениксов
 
Хоакин Рафаэль родился в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, в семье хиппи-кочевников и оказался средним ребенком из пятерых. Его родители были родом из континентальной части Соединенных Штатов, и служили миссионерами секты «Дети Бога». Все дети (кроме Хоакина) получили хипповские имена, которые в переводе звучат как “радуга”, “лето”, “дождь” и “река”.
 
С самого юного возраста Хоакин актерствовал в домашних представлениях с участием старших братьев и сестер, изменяя свое имя на Лиф (“лист”), чтобы соответствовать их более романтическим прозвищам. Родители всячески поощряли развитие творческих талантов, и все пятеро детей образовали весьма яркую актерскую группу.
 
Стать актером — это как выйти во двор вместе с отцом и впервые сесть на велосипед. Вначале ты страшно ссышь. Ты представляешь себе, как падаешь и летишь через руль, ломая ребра. Но все же ты не падаешь, и не падаешь ты только потому, что единственная сила, которая не дает тебе упасть — это твой отец, который бежит рядом с велосипедом, придерживая его за сиденье. «Сынок, ты почти сделал это», — говорит он. А потом вдруг ты начинаешь что-то понимать и, типа, говоришь: «Пап? Ты все еще здесь? Отпусти, я сам».
 
Семья часто путешествовала по Центральной и Южной Америке, выступая под фамилией Феникс. К тому времени, когда Хоакину исполнилось 6 лет, они более-менее обосновались в районе Лос-Анджелеса. В какой-то момент родители-хиппи нашли агента, который был готов представлять интересы всех пятерых детей, и молодое поколение семьи Фениксов окунулось в телевизионную работу.
 
Рекламные ролики мяса, молока и фаст-фуда оказались под запретом, так как дети были воспитаны строгими веганами, но им удавалось получить много другой работы, продвигающей продукты, которые не казались родителям абсолютным злом. Первое настоящее выступление Хоакина состоялось в 1982 году в ситкоме “Семь невест семи братьев”.
 
Старший из братьев, Ривер Феникс, к 16 годам уже снялся в фильмах "Стой рядом со мной" и "Берег москитов", и заработал определенную известность и славу: юноша обладал яркой внешностью и незаурядным талантом.
 
В 1984 году Хоакин работал совместно со старшим братом в специальной образовательной программе канала ABC, а затем уже и самостоятельно начал появляться в других телевизионных шоу. Эпизодические роли в сериалах "Она написала убийство" (1984) и "Падающий человек" (1984) прекрасно подготовили Хоакина к большим, серьезным фильмам. Еще в четыре года Хоакин менял свое имя, чтобы быть похожим на своих братьев и сестер, и стал использовать свое детское имя Лиф Феникс как сценическое, под ним он снимался в первых фильмах.
 
Хоакин дебютировал на большом экране в качестве самого юного члена экипажа межзвездной команды SpaceCamp (Космический лагерь) в 1986, а затем сыграл в 1987 в картине "Русские" — ему досталась роль русского матроса, которого после кораблекрушения находят на американском берегу несколько подростков. 
 
В 1989 году Хоакин сыграл вместе с Ривером и Киану Ривзом в драме "Родители". За участие в ней Хоакин был номинирован на премию Young Artist Award как лучший молодой актер, но к сожалению, не получил награды.
 
Возможно, Хоакин еще долго бы находился в тени славы своего старшего брата, если бы не несчастье. 31 октября 1993 года в The Viper Room (ночной клуб Лос-Анджелеса, частично принадлежащий Джонни Деппу), Ривер Феникс впал в кому от передозировки наркотиков, а затем скончался. Ему было всего 23 года. Хоакин сам звонил 911, и этот звонок был транслирован по радио и телевидению...
 
Хоакин Феникс тяжело переживал смерть брата, и принял решение оставить Голливуд. Родители Хоакина находились в процессе развода, и актер отправился пожить в Мексике вместе со своим отцом, где и провел около двух лет. А два года спустя, по настоянию друзей и коллег, он снова начал читать сценарии, но не хотел возвращаться к актерской жизни, пока не найдет «правильную» роль.
 
Гладиатор
 
После смерти брата моя жизнь перевернулась. Мне потребовалось время, чтобы снова вернуться в нормальную колею. У меня нет ни малейшего желания говорить о покойном брате. Мне не нравится, когда меня сравнивают с ним. Он был невероятным человеком и великим актером. Когда-то мы договорились с ним о том, что будем стареть вместе, но теперь я один, и кажется, больше всего на свете мне нужно поговорить с ним снова. Вот и все. Больше я ничего не могу сказать, точка.
 
В 1995 году Хоакин Феникс снова появляется на киноэкранах. Он возвращает себе свое настоящее имя (Лиф больше никогда не появится как сценический псевдоним) и получает роль в картине "Умереть во имя" режиссера Гаса Ван Сента (того самого, у которого свою последнюю роль сыграл Ривер в фильме “Мой личный штат Айдахо”). Партнерами Феникса по фильму стали Николь Кидман, Мэтт Диллон и Кейси Аффлек. Хоакин исполнил роль наивного простака, который, соблазнившись прелестями телезвезды, убивает ее мужа — и по мнению критиков он неплохо справился.
 
Однако, следующая актерская работа Хоакина в фильме "Изобpетая Эбботов" (1997) не принесла ему ни одобрения публики, ни славы. В 1997 году Хоакин появился в фильме Оливера Стоуна "Разворот" в звездной компании с Клэр Дэйнс, Ником Нолтом, Дженнифер Лопес. Затем последовала роль в криминальной драме Джоэла Шумахера "Восемь миллиметров", и в картине “Ярды”, за которую в 2000 году он был удостоен награды Ассоциации кинокритиков Сан Диего как "Наиболее плодотворный актер". Вилли Гутьеррес в исполнении Феникса стал самым запоминающимся персонажем картины. “Ярды” ознаменовали собой первое сотрудничество Феникса с Джеймсом Грэем, который с тех пор снимает актера в каждой своей картине.
 
Но фильмом, который сделал Феникса настоящей мировой звездой, стала историческая эпопея режиссера Ридли Скотта «Гладиатор» (2000).
 
В римском эпосе Хоакин предстал как эгоистичный параноидальный молодой император Коммодус (или Коммод), антагонист главного героя, полководца Максимуса (в исполнении Рассела Кроу). И если на роль главного гладиатора Ридли Скотт рассматривал множество кандидатов, Хоакин Феникс всегда был первым и единственным среди претендентов на роль Коммода. Режиссер в нем не ошибся: Коммодус получился настолько омерзительно-страшным, уродливо-притягательным, что за него Феникс получил номинацию на премию «Оскар» в категории “лучшая роль второго плана”.
 
После того как Максимус побеждает варваров, Марк называет его главным защитником Рима. Но его обходит Коммодус, сын цезаря. Коммодус в исполнении Феникса — один из тех избалованных, самоуверенных, раздражительных римских правителей, которые прославились в эпоху великих римских войн. Наблюдая за ним, вспоминается великий Петр Устинов в «Куда идете?» 1951 года (Chicago Sun-Times).
 
Преисполнившись решимости сыграть своего персонажа максимально реалистично, Феникс набрал вес. Однако это было не совсем то, что нужно было Ридли Скотту. Тот немедленно пожаловался продюсеру, который не стал церемониться и напрямую заявил Хоакину: «Ридли говорит, что ты толстый». После этого актер умерил свой пыл и прекратил толстеть.
 
Я слышал, что выгляжу как толстый хомяк. Но я-то думал, что это правильно. Ведь я император Рима, почему бы мне не выглядеть немного более развратным? 
 
Хоакин играет вдохновенно и убедительно, настолько, что даже его коллеги по цеху на площадке верили в то, что перед ними — тиран, а не милый актер. Когда он кричит «разве я не милосерден?», реакция Конни Нильсен, буквально отшатнувшейся от него, была на 100% подлинной, поскольку она не ожидала этого крика.
 
Фильм изобилует и иными драматичными сценами, а финальный поединок Максимуса и Коммода — захватывающая схватка. Хотя Скотт ставил во главу угла достоверность и оригинальность, в “Гладиаторе” немало моментов, расходящихся с действительностью. Например, хотя Коммодус был единственным римским императором, разрешавшим себе время от времени выходить на арену, погиб он вовсе не в бою — он был задушен атлетом по имени Нарцисс (именно так хотели назвать героя Рассела Кроу в первых вариантах сценария).
 
Ридли Скотт сделал увлекательным и захватывающим зрелищем для современной публики, больше привыкшей к фантастическим спецэффектам, ту старомодную, казалось бы, стилистику исторических суперколоссов, что главенствовала два поколения назад.  (3500 рецензий).
 
“Гладиатор” собрал приличную кассу в прокате, и риск компаний DreamWorks и Universal окупился сторицей — а они не были уверены, что вернут средства, вложенные в проект. Кинокритики оказались не единодушными в одобрении “Гладиатора”, и многие дали себе волю поиздеваться и над нарисованным на компьютере Колизеем, и над другими спецэффектами. Однако качественную и честную актерскую игру признали все.
 
Неумный выбор художественного оформления бросает тень на «Гладиатора» Ридли Скотта. Фильм выглядит мутным, размытым и нечетким. Его палитра — грязевые тона в сером спектре, и кажется, что он был снят в мрачные и пасмурные дни. Эта темнота и отсутствие деталей поддерживают неясные и потрепанные спецэффекты (Колизей в Риме выглядит как модель из компьютерной игры), а персонажи выглядят безрадостно: они горькие, мстительные, подавленные… (Chicago Sun-TImes).
 
Император в "Гладиаторе" стал, безусловно, самой что ни на есть правильной ролью для Хоакина Феникса, принеся ему мировую известность и статус кинозвезды.
 
Своим выдающимся демонизмом в роли жестокого правителя Феникс смог запомниться зрителю едва ли не больше Рассела Кроу — природное безумие в глазах актера настолько плотно связалось с воплощаемым образом, что героя немедленно хочется придушить (GQ).
 
2000-е
 
В начале 2000-х годов Хоакин много снимается в разных жанровых картинах. Это и "Перо маркиза де Сада" (2000), где Феникс блестяще воплотил образ священника-идеалиста; и черная комедия "Солдаты Буффало" (2001) режиссера Грегора Джордана, повествующая о криминальной субкультуре молодых американских солдат в Западной Германии во время падения Берлинской стены; это и "Знаки" (2002), и "Это все о любви" (2002), где открывались все новые и новые грани актерского дара Феникса.
 
Драма  режиссера Филиппа Кауфманна «Перо Маркиза Де Сада» (в оригинале — Quills, то есть «перья») наделала много шума. Скандальный персонаж и через 100 лет оказался предметом самого неравнодушного отношения — его или любили, или ненавидели. Скабрезные истории, сочиненные маркизом, и его собственная судьба ловко слеплена Дагом Райтом из буквально двух-трех фактов в целую сагу о маркизе де Саде (его исполнил великолепный Джеффри Раш).
 
Талантливый, капризный и избалованный маркиз оказался слишком эротически ярким и провокационным для своего времени, и единственное место, где власти его могли терпеть до поры до времени — приют для душевнобольных. Он провел последнее десятилетие своей жизни запертым в психиатрической больнице в Шарантоне (Франция) — именно так Наполеон думал сохранить мир в безопасности от аристократа-порнографа.
 
Хоакину в этой саге досталась роль аббата — гуманного священника Кулмье, который рассматривает писание как инструмент очищения непристойных фантазий де Сада. Прачка Мадлен (Кейт Уинслет) и аббат представляют собой чуть ли единственных союзников маркиза на воле. Их главный антагонист — доктор Ройера-Колларда (Майкл Кейн). Хоакин Феникс не только не теряется на фоне именитых Раша и Кейна, напротив, он выгодно выделяется на их фоне — искренний и необыкновенно достоверный, актер великолепно справляется со своей задачей.
 
Кстати, будучи убежденным вегетарианцем, Хоакин Феникс отказывался надевать на съемках кожаные изделия. Поэтому его обувь была сделана из искусственной кожи. Хоакин с детства строгий веган, не ест ничего, что имеет отношение к животным, и не носит одежду из меха или кожи.  Интересно его отношение к попранию основ католической веры и даже откровенной сатиры в картине о маркизе де Саде.
 
Помню, в какой-то момент, в детстве, я здорово разочаровался в католицизме. У меня была девчонка-католичка, но, вопреки всем католическим заповедям, она почему-то совершенно не спешила делиться любовью с ближним.
 
В истории маркиза де Сада Феникс проходит все стадии трансформации героя в кадре — от возвышенных мечтаний до полного падения. Он хорош собой, и армия его поклонниц после этого фильма выросла и окрепла, как и он сам.
 
Актеры тут выдающиеся. Уинслет привносит перчинку в роль невинной простушки, которая славит проклятую прозу Сада, мучая соблазнами аббата, который дал обет безбрачия. И Феникс, который в этом году блистал в «Гладиаторе» и «Ярдах», превосходит самого себя в исполнении. Интересно, как он изображает красавца-аббата,  учитывая, что настоящий аббат был четырехфутовым горбуном. Уинслет и Феникс порождают в кадре настоящий пожар, особенно когда аббат мечтает увидеть Мадлен у алтаря. У Кауфмана получилась дикая комедия сексуальных крайностей; эти остроты написаны кровью (Rolling Stone).
 
Единственной проблемой, мучившей Хоакина, было то, что за исключением «Пера маркиза де Сада», на экране ему доводилось воплощать персонажей в основном отрицательных. Но жизнь это поправила.
 
В 2004 году Феникс сыграл в фильме «Таинственный лес» М. Найта Шьямалана, что ознаменовало полную смену его амплуа. Он изображал молодого и убежденного религиозного лидера, живущего в утопической деревне (на дворе 1970-е, а старейшины деревни приняли решение “застрять” в конце 19 века. Они поддерживают замкнутость резервации, в их общине главную роль играет религия, а страх, который они вселяют благодаря таинственным существам, периодически появляющимся в лесу рядом с общиной, позволяет им удерживать молодых людей в общине, изолированными от соблазнов внешнего мира).
 
Изображенный им Люций Хант становится нечаянной жертвой обезумевшего от ревности подростка, а его избранница, Айви, слепая девушка, выбрана старейшинами как единственная, кому можно пройти через наполненный таинственными существами лес, чтобы добыть лекарства и спасти жизнь Люция.
 
Критики и публика не очень полюбили «Таинственный лес», однако именно после участия в этой картине Хоакина начали звать на роли положительных персонажей. Более того, собственно, здесь впервые он примерил на себя роль религиозного фанатика, пусть и положительно окрашенную. Спустя восемь лет он сыграет сильно измененного Люция Ханта в ленте Пола Томаса Андерсона “Мастер” (2012).
 
Джонни Кэш: «Переступить черту»
 
В 2005 году Феникс был снова номинирован на премию «Оскар», теперь уже в категории “лучшая мужская роль” — он сыграл легендарного музыканта Джонни Кэша в биопике фильме «Переступить черту». Музыкальная драма получила также множество наград, но что самое интересное, так это то, что Хоакин Феникс, записав альбом-саундтрек к картине, получил за него свой “Грэмми”.
 
Биография легендарного певца, Джонни Кэша, и его второй супруге Джун (Риз Уизерспун) завоевала сердца и маститых киноакадемиков, и широкой публики.
 
Либо вас интересует жизнь и судьба Джонни Кэша, и тогда нет ни одной причины пропустить эту вполне славную картину, либо нет — и тогда никакая волшебная сила искусства не заставит досмотреть ее с интересом, вот так до обидного просто. С точки зрения исполнения — ролей, песен, вообще постановки — все прекрасно. («Афиша», Зельвенский).
 
Ленту можно назвать малобюджетной, и режиссер Джеймс Мэнголд выжал все из этой истории о Джонни и Джун Кэш. Он рассказал в «Переступить черту» о нетривиальном романе длиной в 30 лет. Их ситуация не была простой, ведь когда Джонни и Джун влюбились друг в друга, вместе выступая на сцене, оба были связаны брачными узами с другими людьми. Хоакин сыграл точно и предельно просто.
 
У меня появилась возможность реализовать очень кинематографичную метафору — вроде бы ты на сцене, и на тебя все смотрят, но в то же самое время ты абсолютно сам по себе и закрыт. И музыка позволяет тебе выйти на совершенно новый уровень интимности с человеком, которого ты любишь (Джеймс Мэнголд).
 
Откровенная история восхождения к славе получилась у Мэнголда притчей о любви и одиночестве. Около четырех лет понадобилось на то, чтобы автор истории Джеймс Кич, друг семьи Кэша, согласился на продажу авторских прав. Еще четыре года потребовалось на создание самой картины. Джонни Кэш и Джун Картер сами выбрали актеров, которые должны были сыграть их в фильме; так что Феникса утвердил, можно сказать, его прототип. 
 
Хоакин Феникс и Риз Уизерспун исполнили свои вокальные партии самостоятельно, не прибегая к помощи дубляжа. В ходе съемок Хоакин даже научился играть на гитаре.
 
К кинобиографии Джонни Кэша можно относиться как угодно, однако самозабвенная игра Хоакина Феникса способна растрогать даже самого злостного скептика. Для тщательной экранизации, включающей сложное детство, службу в армии и пристрастие к алкоголю, нужен был актер, который смог бы без фальши воплотить тонкий образ своенравного музыканта, и Фениксу без труда это удалось: за роль ключевой фигуры жанра кантри он получил свою оскаровскую номинацию, а сама картина претендовала на звание лучшего фильма года (GQ).
 
Критики встретили “Переступить черту” прохладно, но даже самые искушенные одобрили исполнительское и актерское мастерство Феникса и его напарницы — Риз Уизерспун, которая заслужила за эту роль свой «Оскар».
 
Это в настоящее время хорошо известно, что Феникс и Уизерспун используют свой собственный вокал в фильме. Но это было неведомо зрителю, когда фильм только вышел в прокат. Зная альбомы Кэша наизусть, я закрывал глаза, чтобы сосредоточиться на саундтреке, и решил, что это голос Джонни Кэша. Заключительные титры дали мне ясно понять, что поет сам Хоакин Феникс  — и я был в шоке. Феникс и Мэнголд могут рассказывать все, что угодно о том, как это было связано с погружением в характер персонажа, с обработкой песен, но что бы это ни было —  это сработало (Chicago Sun-Times).
 
Мастер
 
Сыграв трогательную роль в 2008 году в фильме своего старого приятеля Джеймса Грэя «Любовники», Феникс ушел из игрового кино на долгие четыре года, занявшись музыкой, режиссурой и продюсированием. Спустя какое-то время выяснилось, что это была своего рода творческая командировка. Во многом Феникс пошел на это ради псевдо-документального фильма друга и родственника Кейси Аффлека «Я все еще здесь», где он сыграл… самого себя. Но в самом своем радикальном воплощении
 
Парадоксально, но лучше всего у Феникса получилось сыграть самого Феникса: градус самодеструкции, с которой он сводит на нет собственную карьеру, поражает едва ли не больше, чем смелость самого поступка. (GQ).
 
В 2011 году Хоакина Феникса пригласил к себе Пол Томас Андерсон, культовый американский режиссер. Сценарий к новой картине Андерсона “Мастер” создавался 12 лет: режиссер по крупицам собирал историю “религиозной школы” 1950-х во главе с неким Доддом, безусловно харизматичным “учителем”, чье учение “Истоки” крайне напоминает саентологию Хаббарда и новые религиозные ереси, в большом количестве появившиеся в новое время в Америке. Как у любого учителя, у Додда были и свои ученики — об одном из таких “апостолов” (которого сыграл Феникс) ведется рассказ.
 
Андерсон переписывал сценарий несчетное количество раз, проект откладывался на неопределенный срок, пока не нашелся независимый спонсор, который фактически полностью оплатил создание картины. В расчете на то, что Андерсон обычно собирает кассу. Но с “Мастером” вышло наоборот, фильм не отбил бюджета, зато был снова назван в числе лучших фильмов 2013 года.
 
Начиная с первых набросков, Пол Томас Андерсон видел в главной роли своего старого друга и верного соратника, актера и режиссера Филипа Сеймура Хоффмана, который в итоге сыграл в “Мастере” свою последнюю крупную роль, незабываемую по силе и глубине. В дуэте с одним из сильнейших драматических актеров современности сыграл Хоакин Феникс — его образ убогого алкоголика, неуравновешенного социопата, верного ученика, Иуду и Петра в одном флаконе — можно рассматривать как лучший в карьере актера. 
 
Это лучший образ в карьере Хоакина Феникса. Он играет так, будто это не роль — а вторая кожа. Это взрывной вулкан. Невозможно отвести взгляд от него (Rolling Stone)
 
Каждый из героев “Мастера” по-своему сумасшедший: кто-то явно (у “Фредди” - Феникса - диагноз как следствие алкоголизма и посттравматического стресса), кто-то тайно и потому куда страшнее. Одержимость и одиночество, преданность и предательство, любовь и ненависть — Феникс-Хоффман связывают эти и другие, порой совершенно не выделяемые из мощного потока эмоций чувства.
 
Сильнейшее актерское исполнение плюс притчевая многослойность сюжета и средства сугубо кинематографического характера в итоге сложились в насыщенную картину. В ней, может быть, нет привычного action, но столько деталей, штрихов, интонационных нюансов, шорохов и молчания, что просто необходимо пересмотреть «Мастера» как минимум пару раз.
 
Можно сказать, что с 2012 года Хоакин находился в самой лучшей своей актерской форме. За роль в “Мастере” Феникс снова был номинирован на самые престижные мировые кинопремии — BAFTA, Венецианский и Берлинский фестивали, “Оскар”, премию Гильдии кинокритиков и проч. и проч.
 
Через год, в 2013 году, Феникс принял предложение сыграть одинокого писателя Теодора Туомбли в трагикомедии Спайка Джонса «Она». Теодор влюбляется в искусственный интеллект (который озвучен Йоханссон), и Феникс играет влюбленного неудачника тактично и интеллигентно, не высмеивая и не обижая ему подобных. Нельзя не упомянуть об усах, который Феникс отрастил для съемках в фильме «Она» — эти усы сами по себе стали мемом.
 
В 2014 году Хоакина номинировали на "Золотой глобус" как лучшего актера комедия/мюзикл за роль в очередной картине Пола Томаса Андерсона "Врожденный порок". Это экранизация прозы живого классика постмодернистской литературы Томаса Пинчона. Смотреть кино, как впрочем и другие опусы Андерсона, под силу весьма подготовленному зрителю, причем очень внимательному. Перед нами что-то среднее между “Ночи в стиле буги” и “Большой Лебовски”, комедия положений и сатира Андерсона на самого себя. Частный сыщик Док Спортелло (Феникс «оснащен впечатляющими бакенбардами, которым бы позавидовал Росомаха») ведет свои расследования, утопая в клубах дыма марихуаны. Множество кинообразов и киноцитат делают картину не просто ценным образцом авторского кино 21 века — режиссер и его главный актер вместе изрядно развеселили публику и критиков, открыв в себе яркий комедийный талант.
 
Планы
 
Хоакин Феникс никогда не смотрит фильмы, в которых снимался, принципиально не читает статьи о себе, и даже не пересматривает телешоу со своим участием. Он чрезвычайно скромная звезда, которая страдает от излишнего внимания к его личной жизни, и которая отдаст все на свете, лишь бы не мешали спокойствию и уединению.
 
Я всегда испытываю что-то вроде раздражения по поводу своей последней работы — какой бы она ни была. Именно поэтому я продолжаю и продолжаю сниматься в новых фильмах. Просто пытаюсь исправиться, вот и все.