Джессика Честейн



Джессика Мишель Честейн родилась и выросла в маленьком городке в Северной Калифонии. Джессика вроде бы на четверть испанка баскского происхождения, а также у нее есть греческая,  английская, французская, и ирландская кровь.  Но все это неточно и нигде не подтверждается самой Джесс. Свою дату рождения актриса не то чтобы скрывает, но не любит указывать, кажется, это апрель 1977 года.
 
Когда Честейн было то ли семь, то ли пять лет (опять нет точности в источниках), бабушка отвела её на мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов». Юная Джессика сразу и навсегда влюбилась в театр, музыку и актерство, и решила во что бы то ни стало сделать сцену своей профессией.
 
Моя семья никак не была связана с театром: мама работала поваром, отец — пожарным. Но когда на сцене зажегся свет, и появилась девочка, читающая книжку, я подумала про себя: „Это и будет моя работа!“ Я не захотела стать актрисой, я ею уже была! Это мое. И это было для меня настолько очевидным, что мне никогда не приходилось стоять перед выбором — у меня попросту его не было.
 
После окончания школы она получила роль Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта». Там она узнала про Джульярд — Джессика загорелась идеей учиться в колледже. Никто в ее семье никогда не получал высшего образования, но она решила рискнуть.
 
На вступительном прослушивании читала монолог Джульетты “Gallop apace”:
 
Ну да, я выбрала очень странную манеру исполнения монолога, может быть, потому, что никто не подсказал мне обратное, то есть надо правильно. Язык Шекспира казался мне очень сексуальным, и я завывала что было сил.
 
В Джульярде она блестяще отучилась четыре года на отделении драмы, окончив его в 2003 году. Занималась Джессика с полной отдачей, у весьма именитых преподавателей.
 
Поворотным моментом в карьере можно считать роль Аркадиной в чеховской “Чайке” в постановке Ребекки Гай, которую она получила на втором курсе. Сыграв у Гай, она вошла в труппу “Экипаж 32”, и была удостоена стипендии одного из самых известных выпускников Джульярда, Робина Уильямса.
 
 Я все время тряслась, что меня выгонят, хотя никаких оснований беспокоиться не было. На самом деле, на  второй год обучения я даже получила стипендию. Но такая уж я и есть до сих пор — всегда думаю, что меня уволят. Рядом с колледжем был бар, где болтались все студенты, но не думаю, что я побывала там больше двух раз за четыре года. Я была просто одержима, все время читала или смотрела кино. Всю свою жизнь я мечтала оказаться здесь и уж если я сюда попала, хотелось с толком использовать каждое мгновение.
 
В первое время после колледжа Честейн работала, где удавалось. Роли в сериалах, по большей части эпизодические, стали её первым опытом работы на телевидении. На Бродвее Честейн дебютировала в "Наследнице", будучи квалифицированной театральной актрисой. Более того, до начала ее карьеры в кино, она гастролировала с шекспировским "Отелло" в дуэте с Филиппом Сеймуром Хоффманом.
 
В 2008 году на международном кинофестивале в Сиэттле прошла премьера первого полнометражного фильма с участием Честейн — независимой драмы “Жолин” режиссёра Дэна Айрленда.


 
Лента охватывает десятилетний отрезок жизни Жолин, которую сыграла Честейн. История сиротки-подростка, которая путешествует по миру, испытывая любовь и горести, снята по мотивам романа Доктороу «Жолин: Жизнь».
 
После просмотра вы будете вдохновлены. Фильм проведет вас через множество препятствий, которые преодолевает милая малышка Жолин (NY Observer)
 
Два часа зрителю показывают социально-критическую притчу,  которую далеко не все сочли пригодной в качестве развлекательного кино под поп-корн - фильм обвиняли в затянутости, а Честейн – в излишне серьезной трактовке роли.
 
Честейн, с ее огненно-рыжей гривой, личиком в форме сердечка и круглыми, блестящими глазами, придает своей роли больше правдоподобия, чем та заслуживает (Movieline)
 
Однако роль Жолин не стала для Честейн первой в кино: в 2006 году она приняла участие в съёмках документального фильма  Wilde Salomé, который вышел в свет только спустя пять лет. Этот документальный фильм-драма написан и снят (с собою в главной роли) Аль Пачино. Исследование пьесы Оскара Уайльда “Саломея” было представлено общественности на 68 Венецианском международном кинофестивале. Режиссуру Аль Пачино удостоили награды Filmmaker! Award, а фильм взял приз Queer Lion.  Премьера в Соединенных Штатах состоялась в марте 2012 года в Сан-Франциско в память о визите Оскара Уайльда в этот город 130 лет назад. Новая версия фильма — без элементов документального кино — под названием «Саломея» была выпущена в августе 2013 года в Соединенных Штатах и в сентябре 2014 года в Великобритании и Ирландии.
 
«Саломея» — это выстраданный, очень личный и субъективный проект Пачино, упорно не поддающийся категоризации. Это кино о том, как снимается кино. Во время съемок актеры не придерживались текста пьесы дословно, что еще больше запутало дело. Именно этот ход Аль Пачино стал причиной некоторых резко отрицательных отзывов на фильм. Однако исполнение Честейн критиками признается блестящим.


 
Потребуется время, чтобы привыкнуть к статичности и крайней искусственности “Саломеи”, но вскоре магия слов Уальда и мощь актерских талантов создают волшебство. Джессика Честейн совершенно правдоподобна в роли целомудренной девушки, которая свела с ума мстительного любовника. В самом деле, если в фильме и есть слабое звено, то это Аль Пачино, странный акцент которого превращает все чуть ли не в пародию, и уж точно вызывает недоумение. Тем не менее, никто не станет отрицать, что он превосходен в ключевой сцене. В результате фильм эмоционально изматывает, он провокационный, дерзкий и сложный. Но смотреть обязательно! (Movie Reviews)
 
Нужно отметить, что Честейн была лично отобрана и приглашена Аль Пачино на роль Саломеи, чтобы играть с ним главных персонажей. Пачино позже порекомендует ее Терренсу Малику для “Древа жизни”. Джессика признает, что помимо актерского колледжа Джульярд, важными университетами для нее стали “Саломея” и работа с Аль Пачино, которого он называет своим учителем.
 
2010-е: от криминальной драмы к ужасам
 
В 2010 году состоялась премьера шпионского детектива «Расплата» Джона Мэддена. Это история трех не слишком опытных и не очень удачливых агентов израильского Моссада, призванных исполнить  секретную миссию в Берлине 1965 года. Изрядно напортачив, разведчики доводят дело до конца только спустя 30 лет. Честейн сыграла молодую разведчицу Рейчел, а ее же в зрелом возрасте – Хелен Миррен. Коллегами актрисы по съёмочной площадке стали Сэм Уортингтон и Мартон Чокаш.
 
Когда Честейн читала сценарий, героиня ей очень понравились, и по ее словам, она была взволнована, получив эту роль, поскольку «тяжело боролась за неё».
 
Готовясь к роли израильского агента, актриса изучила многочисленные материалы о Холокосте и преступлениях в лагере Биркенау. Честейн пришлось освоить израильское боевое искусство рукопашного боя “крав-мага”, перенять израильский акцент и выучить немецкий язык. Кроме того, Честейн пересмотрела все фильмы молодой Миррен, чтобы точно воспроизвести её мимику и интонации. Огромная работа, которую проделала молодая актриса, не осталась незамеченной — за роль Рейчел Сингер Честейн получила несколько престижных наград. Она ничуть не потерялась на фоне маститой Миррен, прекрасно исполнив свою партию.
 
Честейн (отличный тандем с Миррен) — настоящий порох! Ее сцены с Чокашем и Уортингтоном искрят, хотя поздним эпизодам фильма живости и не хватает. Не важно. “Расплата” крепко держит вас в своих объятиях — это прекрасный крепкий детектив  (Rolling Stones)
 
Честейн серьезно относится к каждой своей роли. Иногда ей приходится изучать иностранный язык или боевое искусство, а иногда — менять облик в целом. Чтобы набрать вес для роли Селии в фильме «Прислуга» Тейта Тейлора, ей пришлось есть соевое мороженое, растопленное в микроволновке. Эта драма о расовой сегрегации вышла в прокат 10 августа 2011; она стала экранизацией одноименного бестселлера Стоукетт о жителях города Джексона в 1960-е годы, именно тогда афроамериканцы начали активно выступать в борьбе за свои гражданские права и свободы.


 
“Черная прислуга”, конечно, клише многих литературных произведений, но многие ли из авторов вели рассказ от лица самой прислуги? Пронзительный, честный взгляд на белые семьи, где не стесняются быть свиньями в глазах прислуги, которую за людей не держат, вызвал большой скандал! Но “Прислуга” не только о борьбе с сегрегацией, скорее, она о доброте и любви в самом широком смысле. Заглавная партия тут, конечно, не у Честейн, а у Эммы Стоун, но гротескная партия Честейн, скорее всего, врежется в память. В “Прислуге” она показала, что способна сменить не только весовую категорию и цвет волос, став платиновой блондинкой. Ей оказалось подвластно амплуа комедийной характерной актрисы. Здесь она яркая, смешная и трогательная.
 
Странная вещь. Когда я училась в колледже, я играла во многих комедиях. Я любила комедийный вид мой героини Селии Фут в «Прислуге». Какой бы ни была игра, ты все равно проживаешь эмоцию, с которой ты работаешь каждый день, поэтому иногда я думала: «Так надоело плакать, как здорово, наверное, будет смеяться каждый день». Я всегда с удовольствием возьмусь за комедийную роль!
 
Критики и зрители по достоинству оценили вклад Джессики в успех фильма, рейтинги и отзывы были самые лестные — фильм стал кассовым хитом, заработав более 210 млн долларов при бюджете в 20 млн.
 
Хорошая история, яркие персонажи, прекрасный антураж 60-х — и актерский ансамбль разных рас и поколений, украшенный потрясающими женскими ролями (San Francisco Chronicle).
 
2011 год со всей смелостью можно назвать годом Честейн - вышли пять фильмов с ее участием, и почти все стали успешными и у критиков, и у публики.
 
Джессика Честейн в последнее время появилась сразу в таком множестве фильмов, что зрителей надо простить за ощущение, что это эфемерное создание (в "Древе жизни" уж точно), будто сошедшее с полотен Ботичелли (алебастровая кожа, огромные зеленые глаза и каскад золотых волос), появилось в Голливуде, будто выйдя прямиком из пены морской (The New York Times)
 
Наверное, самым значимым для актерской карьеры Честейн из премьер года можно назвать сагу Терренса Малика “Древо жизни”, которая состоялась на 64 Каннском кинофестивале и завоевала главную награду — “Золотую пальмовую ветвь”. Материал для фильма был отснят ещё в 2008 году, и премьера ожидалась к 2010 году, но режиссёр не успел закончить фильм к тому времени. Слишком огромным оказался материал, работа над которым растянулась на четыре года.
 
Драма повествует об обычной семье в Вако, штат Техас в 1956 году. Супружеская пара О’Брайенов (Питт и Честейн) воспитывает сыновей и проживает драму их взросления. Старший сын борется со своей невинностью и конфликтует с противоречивыми поучениями своих родителей. 
 
Честейн охарактеризовала свою героиню как «воплощение благодати», однако призналась, что изображать её спокойствие было очень тяжело. Образ миссис О’Брайен должен был получиться приземлённым, реалистичным и в тоже время возвышенным и неземным. В процессе подготовки к роли она медитировала и, по совету Малика, рассматривала картины с Мадонной, чтобы достигнуть состояния внутреннего умиротворения. Также актриса пересмотрела почти все фильмы с Лорел Бэколл, Грейс Келлии и Одри Хепберн: они для Честейн “являются воплощением благодати и изящества”.
 
Бедная моя мама! Я снялась с Брэдом Питтом почти четыре года назад, сыграла у Аль Пачино, а фильмы все никак не выйдут! Она мне постоянно звонит и недовольно так говорит: «Уж не знаю, что ты там делаешь в Лос-Анджелесе, но в кино ты не снимаешься!
 
За роль в «Древе жизни» Честейн удостоилась многих наград, среди них премия Ассоциации кинокритиков Остина в номинации «Прорыв года» (на этой же церемонии она победила в номинации «Лучшая актриса второго плана» за фильм «Укрытие»).


 
Я слышала, что ищут актрису для какого-то фильма, но деталей не знала. Вроде как нужна была актриса для исторического фильма. Ну, я думаю, так это как раз по адресу! Мне часто говорят: «Ты какая-то несовременная». Потом оказалось, что героиня — воплощение благодати. Ну, думаю, занятно. Приезжаю на пробы, а оказывается, что сцену играть не надо. Главное — поведение. Терренса Малика не было, только директор по кастингу Фрэнсин Мейслер. Меня просили сыграть, как я укладываю ребенка в постель, спеть колыбельную, посмотреть на человека с любовью и уважением. Надо было выразить некоторые эмоции, не прибегая к словам.
 
В драматическом триллере «Укрытие» Джеффа Николса Честейн сыграла жену главного героя (Шеннон), который после череды ночных кошмаров начинает строить во дворе своего дома штормовое укрытие, способное спасти его семью от катастрофы. Честейн была представлена режиссеру Джеффу Николсу исполнительным продюсером «Укрытия» Сарой Грин, ранее продюсировавшая фильм “Древо жизни”. По словам актрисы, одной из причин, по которой проект её заинтересовал, была возможность поработать с Шенноном, ведь она его давняя преданная поклонница. Роль Саманты принесла Честейн несколько номинаций и награды различных сообществ кинокритиков.
 
В феврале 2011 на 61 Берлинском кинфестивале состоялась премьера драмы “Кориолан”, главные роли в которой исполнили Райф Файнс (он же выступил режиссёром фильма) и  Джерард Батлер. Джессика сыграла жену главного героя, Виргилию. Фильм был очень высоко оценен жюри и боролся за главный приз. Критики отметили, что в 2011 году Честейн каждый раз играла жену главного героя. Будь то Виргилия в “Кориолане”, миссис О'Брайен в «Древе жизни» или Саманта в “Укрытии”, везде ее героиня находится рядом с сильным мужчиной и решает трудную задачу по олицетворению женственности.
 
2012 год принёс Честейн ещё четыре картины.“Самый пьяный округ в мире” — криминальная драма режиссёра Джона Хиллкоута, снятая по мотивам книги Мэтта Бондюранта. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале 2012 года, где фильм участвовал в основной конкурсной программе. Главные роли исполняют Шайя Лабаф, Том Харди и Честейн. Действие основано на реальных событиях: в период сухого закона и Великой депрессии в штате Вирджиния трио братьев-бутлегеров противостоят властям в погоне за прибылью. Честейн сыграла одну из главных ролей — чикагскую танцовщицу бурлеска Мэгги Бьюфорд. Чтобы лучше вжиться в роль, она как всегда провела серьезную подготовку: много читала о Чикаго 1930-х годов, смотрела фильмы типа Angels with Dirty Faces, училась танцевать бурлеск. Фильм получил преимущественно положительные отзывы  кинокритиков, называвших главным достоинством фильма крепкие актёрские работы.


 
Действие фильма, в целом, столь же интересно, сколь впечатляюще исполнение главных ролей (New York Daily News)
 
Цель номер один” (2012) — триллер и боевик Кэтрин Бигелоу. Картина основана на реальных событиях и повествует о ликвидации “террориста номер один” — Усамы бен Ладена.  Честейн сыграла главную роль Майи, одержимой его поисками и устранением со времён школы. Она была завербована отделом ЦРУ, который занимался расследованием 9/11, и именно она приведёт к победе над основным источником терроризма. Прототипом героини Джессики Честейн стала реальная сотрудница ЦРУ, чьё имя не раскрывается. Известно только, что за участие в операции она была удостоена важнейшей военной награды США. Американская кинопресса крайне положительно приняла этот фильм, на агрегаторе Rotten Tomatoes ещё до официальной премьеры его рейтинг составлял рекордные 97 %.
 
Критиками фильм расценивался как один из ключевых претендентов на премию Американской киноакадемии, а на “Золотом глобусе” её выдвинули в четырёх номинациях, в том числе за лучшую актёрскую работу в драме.
 
Если честно, я вовсе не слабый человек. Я пытаюсь взаимодействовать с людьми. И если кто-то вокруг меня страдает, я почувствую это. Я буду сострадать ему. Да, может быть, я поплачу наедине с ним, но это происходит не из-за слабости, а из эмпатии. Когда я играла героиню «Цели номер один», я испытывала такую эмпатию к этой женщине, которую учили быть безэмоциональной. Ей приходилось хранить в тайне ту настоящую себя, которой она была до момента, когда уже и сама перестала понимать, кто она такая. Женщины в политике на самом деле тоже не могут показывать эмоции. Они настолько натренированы. Обама может плакать, но Хиллари не может, потому что все эти комментаторы скажут, что она слабая. И мы, как женщины, должны высказать: «Вообще-то, что в нас так чудесно, так это то, что у нас есть сострадание к другим людям, мы умеем сопереживать и испытывать к ним глубокие чувства». У нас должно быть право это выражать.
 
Романтическая мелодрама «Исчезновение Элеанор Ригби», в которой помимо волшебной актерской химии между Джессикой Честейн и Джеймсом Макэвоем, есть редкое ощущение проработанности героев и мира внутри картины. Неудивительно, учитывая, что Честейн и режиссер Нед Бенсон давно дружат и начали работу над сценарием еще до того, как у актрисы вышел в прокат первый фильм.
 
У меня была сложность с тем, чтобы не смеяться в «Исчезновении Элеанор Ригби», потому что Джеймс Макэвой был супер-суперсмешным и постоянно импровизировал. Я много раз не сдерживалась, но в фильм это вошло только в тех моментах, когда было уместно для роли.
 
В 2013 году в прокат вышел только один фильм с Честейн — фильм ужасов «Мама» аргентинского режиссёра Андреса Мускетти. Джессика Честейн сыграла бас-гитаристку Аннабель Мур, которая неожиданно становится опекуном двух маленьких племянниц своего друга. Чтобы настроиться на игру в страшных сценах, актриса через небольшой наушник слушала тревожный саундтрек к фильму прямо во время съёмок. Также Честейн научилась играть на басу (бас-гитаре), как того требовала роль. Критика была довольно сдержанной, но игра Честейн была оценена весьма высоко. Работа Джессики была отмечена наградой на кинофестивале FantaSporto  в категории “Лучшая актриса”.
 
Фильм «Мама» сделан умело, и хотя Честейн — самое лучшее в нем, она все-таки не единственное ценное в нем (San Francisco Chronicle)
 
В 2014 году на Кинофестивале в Торонто была представлена драма «Мисс Жюли» по пьесе Стриндберга «Фрекен Жюли», режиссером которой стала норвежка Лив Ульманн. Главная героиня, Юлия (Честейн), дочь графа, пытается соблазнить камердинера своего отца, Жана (Фарелл), что приводит к неожиданным последствиям.
 
Экранизация Лив Ульман драмы 19-го века Августа Стриндберга строгая и сдержанная, что делает ее чрезвычайно хорошей: она позволяет таким актерам как Джессика Честейн, Саманта Мортон, и особенно Колин Фаррелл, блистать. Это эмоционально жесткая работа весьма интересна  (New York Daily News)
 
Интерстеллар
 
Можно сказать, что к началу 2013 года Честейн полностью вышла из тени и стала весьма заметной на киногоризонте.
 
Не так много людей видели "Древо жизни”, например, и в реальной жизни люди никогда не узнают меня.
 
Наверное, так и было, пока она избегала блокбастеров. Но все изменилось.
 
В «Интерстелларе» (2014) Кристофера Нолана Джессике досталась роль Мерфи, взрослой дочери пилота Купера (Мэттью МакКонахи), и изначально эта роль была мужской. Честейн признавалась, что ей было приятно играть роль женщины, которая создана не для того, чтобы поддержать мужской персонаж, и является опорой всей истории.


 
Она умная, эмоциональная, выполняет ответственную миссию, и она живая женщина, полная противоречий. И я была счастлива, что именно мне доверили сыграть Мерфи. Она меня сильно растрогала.
 
“Интерстеллар” — один из немногих фантастических фильмов, где научная часть более-менее достоверна и не вызывает смеха у астрофизиков. То, как показаны черные дыры, туннели «времени-пространства», космос,одновременно и правдоподобно и сказочно. Астрофизик Кип Торн, который специализируется на теории гравитационных полей, туннелей в пространстве и времени, был исполнительным продюсером фильма, и давал актерам уроки физики.
 
Честейн, которая готова с легкостью выучить к роли огромные объемы текста или новый иностранный язык, с трудом запоминает уравнения и цифры, ведь они лишены эмоций.
 
Впрочем, по признанию актрисы,   «Интерстеллар» по своей сути — история об отце и его дочери, хотя космические путешествия и занимают солидную часть фильма”, - а таких историй, несмотря на научно-фантастический контекст, Честейн не занимать.
 
Фантастика и готика
 
Наконец, в 2015 году в прокат вышли научно-фантастическая драма Ридли Скотта “Марсианин” и страшная сказка Гильермо дель Торо “Багровый пик”.
 
В «Марсианине», рассказывающем о выживании Марка Уотни (Дэймон) на Красной планете, Честейн исполнила роль руководителя экспедиции Ares III Мелиссу Льюис. О том, что Ридли Скотт ищет актрису для нового фильма, Честейн узнала спустя несколько дней после выхода «Интерстеллара».
 
Сперва она прочла книгу, по мотивам которой написан сценарий фильма, а затем встретилась с режиссёром. По словам Честейн, она согласилась на роль по нескольким причинам, среди которых было желание сыграть астронавта и поработать со Скоттом.
 
К роли Мелиссы Джессику готовила Трейси Колдвелл-Дайсон, астронавт, участница двух долговременных экипажей МКС. Подготовка к съёмкам была трудной и включала тренировки в тяжёлом скафандре и имитацию работы в условиях отсутствия гравитации. Фильм завоевал публики, но критика была довольно сдержанная.
 
Увлекательный и строго реалистичный рассказ выживания во внешнем пространстве (Variety)
 
В «Багровом пике» Честейн сыграла Люсиль Шарп, сестру главного героя (Хиддлстон). Блестящий тандем с юной звездой Миа Васиковски и леденящая душу история — Дель Торо показал Джессику Честейн совершенно в новом амплуа. Такой публика ее еще не видела.


 
Ее ботичеллиевская красота вдруг обрела готичность, графичность, резкость и стала черно-белой. Честейн заинтересовалась образом героини ещё тогда, когда Дель Торо прислал ей сценарий: она всегда хотела выбирать роли, в которых можно «далеко уйти от себя», а в Люсиль было именно это — она совершенно не похожа ни на кого из её предыдущих героев. Съёмки дались акрисе тяжело: «Багровый пик» снимался практически в одно время с «Самым жестоким годом», и Честейн приходилось работать над двумя совершенно разными персонажами.
 
Кроме того, было невероятно тяжело физически: чтобы изобразить болезненно худую Люсиль, нужно было надевать «жуткую узкую одежду», очень туго затягивать корсеты и платья. Готовясь к роли, она в течение четырёх месяцев брала уроки по игре на пианино. Джессика Честейн называла свою героиню «загадочной, замкнутой личностью, у которой было мрачное детство», и чтобы легче войти в этот мрачный образ, актриса размещала на стенах гримёрки репродукции картин с трупами, читала нуар-фэнтази и смотрела психологические триллеры.
 
Все усилия были не напрасными, страшную сказку горячо одобрили:
 
Предсказуемо безупречные картинка и тональность Дель Торо, вкупе с блестящим исполнением главных партий, особенно Честейн, дают почувстовать трепетное и душещипательное зрелище, только в нужных количествах, никакого перебора (Screen International)
 
Планы
 
Джессика много работает, она буквально переселяется с одной съемочной площадки на другую. Не бросает она и театральную сцену, играя в различных поставновках, это и "Вишневый сад", и "Жена Родни", и "Саломея".
 
Ее жизнь проходит между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. Недавно она дебютировала в модельном бизнесе, став лицом аромата Manifesto дома Yves Saint Laurent.
 
Сегодня Честейн в титрах и на афише - достаточно веская причина посмотреть фильм: она неизменно хороша, даже восхитительна, её роли всегда отличаются одна от другой, и профессиональный рост Джессики очевиден от фильма к фил
ьму.