Кевин Спейси



«Чем меньше вы обо мне знаете, тем проще мне создать убедительный образ на экране. Это позволяет зрителям прийти в кинотеатр и поверить в то, что я и мой герой — единое целое».
 
Если бы проводился конкурс на самого таинственного и самого влиятельного актёра современного Голливуда, его почти наверняка выиграл бы Кевин Спейси. И не потому, что о нём мало что известно за пределами его более чем успешной карьеры актёра, продюсера, режиссёра и певца. А потому, что он принципиально выносит за рамки свою частную жизнь, отстаивая право на то, чтобы жить как обычный парень, оставляя себе возможность расслабиться на территории, не оккупированной камерами и не простреливаемой тысячей пар любопытных глаз.
 

«В этой индустрии есть стороны, которые к работе не относятся. Эти вещи не имеют ничего общего с тем, что ты каждое утро вынужден просыпаться и пытаться посвятить ещё один день своей жизни кино. И посему, если ты перестаешь в них участвовать, а я так и делаю, то в какой-то момент ты становишься… объектом ненависти. И тебя легко обвинить в высокомерии и прочих грехах, коль скоро ты не играешь по правилам… но правда в том, что мне на это наплевать. Мне не наплевать лишь на людей, с которыми я работаю».

 
Спейси всегда оставался собой и выбирал свой собственный путь в профессии — иначе он вряд ли бы достиг такого успеха и стал бы одним из самых влиятельных людей в мире кино и театра.
 
Ранняя карьера
 
Спейси родился в Нью-Джерси и был младшим из 3 детей самой обычной американской пары. Ребёнком он был крайне непоседливым: подростком умудрился подпалить домик на дереве, принадлежавший сестре, что, вкупе с остальными проделками, стало поводом отправить Кевина в военный колледж. Впрочем, там он тоже успел подпалить своих однокашников, из-за чего был исключён. Но успел понять, что не спорт и не военная карьера захватывают его мысли — он направил всю свою неуёмную энергию в актёрство.
 
Это привело к тому, что Кевин очутился в Чатсворте, драматическом колледже Лос-Анджелеса, где был одним из лучших учеников. О чём, в частности, свидетельствует то, что его выбрали для произнесения торжественной речи на последнем звонке. Учившийся с ним Вэл Килмер подбил одноклассника поступать в Джуллиардскую школу драмы в Нью-Йорке. Там Спейси проучился два года и присоединился к Шекспировскому театру городского фестиваля Нью-Йорка, оставив Джуллиард.
 
Спустя некоторое время руководитель театрального сообщества Джозеф Папп пригласил Спейси участвовать в бродвейской постановке «Привидений» по Ибсену. Молодой Кевин очень быстро зарекомендовал себя как мощный и разносторонний театральный актёр — и в 1986 году он уже выступил на сцене со своим учителем и покровителем Джеком Леммоном в пьесе Юджина О’Нила «Долгий день уходит в полночь».
 
Эта во многом автобиографическая история была написана уже после того, как О’Нил получил Нобелевскую и Пулитцеровскую премии. В центре годы юности писателя, семейная трагедия, которая во многом сформировала его мировоззрение и определила творческий путь. За один день, рассказанный автором, семья Тайрон проживает целую жизнь от полной счастливых иллюзий юности до окончательного краха. Действие начинается с безмятежного утра, с невинных шуток после завтрака и разговоров о погоде, а заканчивается страшными признаниями, крушением надежд и чувством полной безысходности. Кевин Спейси играл младшего Тайрона, Леммон — Тайрона-отца.
 

«Работа с Джеком Леммоном изменила мою жизнь. Раньше мною двигали страсти, но я был потрясен тем, как вел себя Леммон — великий актер и великодушный человек — этот опыт научил меня тому, что быть хорошим человеком и хорошим актером не обязательно вещи взаимоисключающие. До сих пор он для меня — образец для подражания».

 
Будучи зрелым актёром, после многих ролей, исполненных им на сцене, Спейси, наконец, появляется на большом экране.
 

«Кино никогда не было моим приоритетом — в отличие от театра».

 
Это был 1988 год: фамилию Спейси можно было увидеть в фильме «Деловая женщина». История 30-летней секретарши, которая мечтает стать руководителем, стала популярной, фильм даже номинировался на «Оскар». Спейси довелось работать с Сигурни Уивер, Меллани Гриффит и Харрисоном Фордом — тогдашними звездами первой величины.
 
И хотя его роль там была лишь эпизодической, шаг из театра в кино был сделан.
 
Следующими проектами стали криминальная комедия «Ничего не вижу, ничего не слышу», где Кевин Спейси уже появился на рекламе фильма, и «Генри и Джун» — история Генри Миллера и его жены Джун Миллер. Спейси тут играл американского адвоката, друга скандально известного писателя.
 
В 1990-е Спейси вошел уже во всеоружии: за ним закрепились амплуа либо прохиндеев и воришек, либо интеллектуальных злодеев, манипуляторов и изощренных садистов, ироничных и сложных натур.
 
Именно такими предстают его герои в «Американцах» (1992) и в «Среди акул» (1994).
 
А исполненный актером «Болтун», мелкий вор и единственный свидетель серьезного преступления, в «Подозрительных лицах» (1995) и вовсе принёс Спейси «Оскар» за лучшую роль второго плана и вознёс его, уже довольно известного театрального актёра, комика, ведущего разного рода стенд-ап шоу, на новую высоту.
 

«Успех подобен смерти. Чем более успешным ты становишься, тем выше дома на высоких холмах и выше заборы вокруг...»

 
«Подозрительные лица»  — фильм Брайана Сингера, снятый в жанре черного детектива. По мнению критиков, фильм вошел в топ-250 лучших фильмов — он стал в ряду с «Криминальным чтивом», «Отчаянным», «Бешеными псами» основой для создания нового стиля в кино 1990-х.
 
Сюжет фильма состоит из запутанных воспоминаний свидетеля серии масштабных преступлений под руководством некоего Кайзера, который дает показания в обмен на свободу. “Болтун” Кинт в исполнении Спейси убедительно отвратителен и ничтожен — и никто не может в нем заподозрить того самого Кайзера, который наводит ужас на округу и в целом является легендой бандитского мира.
 

«Бескомпромиссно стильный и прибавляющий в закрученности с каждой новой сценой, фильм приглашал зрителей разделить замешательство [действующих лиц], попытаться распознать, где тут иллюзия, а где реальность, как будто присутствуя на представлении фокусника».
Allmovie

 
В 1995 году выходит «Семь» — ещё один культовый фильм с участием Кевина Спейси, на этот раз режиссёром был Дэвид Финчер, в компании со Спейси играли молодой Брэд Питт и Морган Фримен.
 
В отличие от Сингеровского детектива (который многие восприняли как слишком запутанный и нарочито сложный), этот триллер был заранее обречён на успех. Но и здесь не обошлось без тайн.
 
Название фильма отсылает к семи смертным грехам, по которым маньяк-убийца выбирает свои жертвы. Питт и Фримен играют двух детективов, им предстоит распутать дело, которое никак не поддается расследованию. Чтобы сделать фильм ещё более загадочным, Спейси (сыгравший маньяка), настоял на том, чтобы его фамилия была исключена из начальных титров — ведь именно таким образом внимательный зритель мог бы получить ключ к разгадке.
 

«Мне понравился опасный сценарий, который показывал, на что человеческие существа способны. Это был фильм, в котором Морган Фримен и Брэд Питт, которые всегда побеждают в каждом фильме, где бы ни снимались, просто не в силах были одержать победу. Я чувствовал, что в этом было что-то невероятное для коммерческого кино .... Отличный триллер… Но на каком-то уровне это фильм о том, как часто вы упускаете истину, если смотрите на человека с какой-то одной стороны, если верите только его словам, произнесенным вам в лицо. Ведь это так просто — быть обманутым и видеть в других то, что мы хотим видеть».

 
Красота по-американски
 
После «Семи» Кевин Спейси застолбил за собой место изощренных убийц, философов и мизантропов. Он даже попробовал себя в режиссерском кресле, сняв американский криминальный триллер «Альбино Аллигатор» в 1996 году.
 

«Я всегда страстно желал снять фильм. Я хотел увидеть, есть ли у меня  способность быть хорошим рассказчиком».

 
Каким бы хорошим рассказчиком Спейси ни был, этот фильм не принёс большого успеха его создателю, хотя и оказался прекрасным опытом режиссёрской работы — ведь всего несколько лет спустя Кевину Спейси предложат роль руководителя одного из самых именитых театров Лондона.
 
Но пока же Кевин Спейси делил своё время между Бродвеем и Голливудом, согласившись в 1998 году на совершенно нехарактерную для себя роль неудачника-провинциала в фильме «Красота по-американски» британского дебютанта Сэма Мендеса.
 

«Я прочитал сценарий и чуть не упал с кровати — я подумал, что лучше бы мне поскорее встретиться с ним, пока сценарий не прочитал кто-нибудь ещё».

 
Кевин Спейси и его партнёрша Аннетт Бенинг были первыми и единственными актерами, которых Сэм Мендес рассматривал в качестве исполнителей главных ролей — Лестера и Каролин Бернхам.
 
Дуэт получился отменным: актёрам удалось изобразить всё отчаянье, отчуждение, отупение и отвращение, которые испытывают супруги в момент кризиса среднего возраста по отношению друг к другу.
 
Режиссёр добился того, чтобы трагичное и комичное шли рука об руку в этом фильме — и, как отмечали критики, ему это удалось. «Красота по-американски» стала номинантом на множество наград, в том числе в нескольких категориях Американской киноакадемии. Актёрский состав был признан лучшим составом года.
 
Ну а Спейси сорвал свой банк — таких восторженных откликов не собирал ни один его убийца и злодей. Стареющий неудачник, проживающий в американском пригороде, оказался ролью, удивительно гармонирующей с актёром. Никакая его тёмная сторона и утонченная ирония не принесла столько оваций, сколько воплощение на экране лысоватого и депрессивного мужа успешной жены, который посылает всё к черту, курит травку, слушает музыку своей молодости в гараже, где также начинает заниматься спортом, чтобы оказать впечатление на подругу дочери, которая ещё ходит в колледж...
 

«Спейси, актёр, взгляд которого всегда преисполнен ума, лучший выбор на роль Лестера Бернхама».
Chicago Sun-Times

 

«Спейси — сверкающий бриллиант в роли, которая выглядит будто бы специально написанной для него».
Boston Globe

 
Сам Кевин тоже подчёркивал, несмотря на свою скрытность и нежелание говорить про себя как про человека, что Лестер и он имеют куда больше общего, чем воры и убийцы, которых Спейси сыграл за декаду до этого. Он также отмечал, что планка, которую он взял, появившись в этом фильме, была на той высоте, которую брать каждый раз он попросту бы не смог.
 

«Я понимал, что после “Красоты по-американски” нужно будет какое-то время подождать, прежде чем делать новый фильм, который бы понравился зрителям. Потому что такая роль случается раз в жизни. Вам повезло, если вы когда-нибудь получите что-то подобное...»

 
В октябре 1999 года, четыре дня после премьеры в национальном прокате «Красоты по-американски», Спейси был удостоен звезды на Аллее славы в Голливуде. А спустя полгода на церемонии Оскар он получил свою статуэтку как исполнитель главной мужской роли.
 
2000-е
«Красота по-американски» стала своего рода водоразделом в карьере Спейси: после неё он отказывается исследовать «тёмную сторону человеческой натуры» на экране — по крайней мере, сразу после драмы Мендеса Спейси начинает участвовать в проектах, совершенно разножанровых и не похожих ни на что ранее сделанное.
 
Так, в 2001 году выходят два фильма — «Корабельные новости» и «Планета Ка-Пекс», которые по уровню драматургии и актерской работы не уступают дебюту Мендеса.
 
В первом, «Корабельные новости», Кевин Спейси играет замкнутого неудачника, одинокого и несчастного человека, чья жена бросила его с дочерью, а сама спустя некоторое время умерла в автокатастрофе. Герой Кевина вместе с остатками семьи (дочь и тётка) уезжает в родительский дом на Ньюфаундлендские острова, где пытается начать жить заново.
 
Как обычно, Кевину очень повезло с актёрским составом. На этот раз он оказался единственным мужчиной среди удивительных актрис — Джулианны Мур, Джуди Денч, Кейт Уинслет. Медленная, элегичная драма укачивает, как корабль, на волнах — и энергичный Спейси, несмотря на свою харизму, здесь вовсе не кажется чужим и лишним.
 

«Едва ли возможно переоценить, насколько долгожданным было появление Кевина Спейси в “Корабельных новостях” для всех его поклонников».
San Francisco Chronicle

 
«Планета Ка-Пэкс», в отличие от «Корабельных новостей», выполнена в жанре научной фантастики. Герой Кевина «Прот» — не много не мало инопланетянин с планеты Ка-Пэкс, который вселился в земное тело. Он с радостью оказывает всяческое содействие изучающему его мозг доктору Пауэллу из Психиатрического института Манхэттена (Джефф Бриджес), с лёгкостью отвечает на вопросы по астрофизике и космологии. Наконец, действует успокаивающе на многих пациентов клиники для душевнобольных, куда его поместили на время экспериментальных опытов над его психикой.
 
Все манипуляции своего героя Спейси производит без малейшей иронии — его попросту не узнать в образе добродушного и милейшего парня с другой Галактики.
 

«Сердце фильма — игра Спейси».
Chicago Sun-Times

 

«Когда Кевин Спейси в центре кадра, наша планета действительно кажется достойной существования»
Wall Street Journal

 
Следом за удачными и получившими высокие оценки критиков, фестивалей и премий фильмами пошли не самые кассовые «Жизнь Дэвида Гейла», «У моря» (здесь Спейси стал не только исполнителем главной роли, но и режиссером картины), «Соединённые штаты Лиланда» (продюсер и актёр).
 
В 2006 году Спейси пригласили на роль в новый фильм Брайана Сингера «Возвращение супермена». Актёр ответил согласием: ведь именно с Сингером он стал известным в кино актёром. Тем более, что в комиксах Кевина Спейси ещё никто не видел.
 
В «Супермене» актёр исполнил роль Лекса Лютора, главного врага и злодея, который совершает преступления, как водится, вселенского масштаба. Кровожадный и беспощадный, Лекс оказывается победителем в схватке с силами добра. В продолжении «Возвращения Супермена» Кевин Спейси по-прежнему утончённо жесток и иезуитски хитёр — лучшего антипода Супермену сложно придумать.
 
С «Красоты по-американски» Спейси взял за правило выпускать в год по фильму: они не требовали, по словам актёра, большой подготовки. Съёмки длились не дольше 30 дней, а остальное время Кевин Спейси мог с удовольствием посвящать театру — своему давнему и любимому делу.
 

«Мне не чему завидовать — я делаю то, что хочу делать. Даже такое кино, как “Возвращение Супермена”,  которое в некоторых отношениях поставит меня в самый центр суеты и внимания, сменится хорошей новостью — через месяц я уже вернусь на репетиции в Олд Вик».

 
Олд Вик
 
Так уж сложилось, что в феврале 2003 года Кевин Спейси сделал шаг из кино в театр. Обратно. Однако же этот шаг стал самым лихим поворотом в его карьере, поскольку Спейси не вернулся на Бродвей (который он, строго говоря, и не покидал): он появился в одном из самых известных театров Лондона в качестве постоянного режиссёра и художественного руководителя.
 
Сенсационную новость объявил Элтон Джон, один из владельцев Олд Вика, председатель правления и человек, прямо скажем, не самый далекий от сценического искусства. Элтон Джон и Джуди Денч на пару заверили прессу, что выбор Спейси в качестве руководителя театра — обоснован и имеет под собой серьезные мотивы.
 

«Талант Кевина уникальный, но в действительности он вдохновил меня своей страстной любовью к этому театру. Я знаю, что под его руководством постоянный состав театра получит совершенно новый заряд энергии, так что Олд Вик останется одним из самых лучших театральных площадок мира».
Элтон Джон

 
Кевину ставилась задача вывести из кризиса Олд Вик, отбить инвестиции (сам актёр вложил в театр на первых порах 100000 фунтов стерлингов) и вернуть театру былую славу. В помощь Спейси была предоставлена лучшая театральная труппа, звездой которой была и остается дама Джуди Оливия Денч… С ней Спейси играл однажды в «Корабельных новостях». И потому опыт общения с театральной легендой Британии, ее символом и талисманом, у него был.
 

«Меня всегда забавляло, когда я читал про себя где-то, что мол я сбежал в Олд Вик после того, как снялся в ряде провальных с точки зрения кассовых сборов фильмов после “Красоты по-американски”. Это утверждение вызывает улыбку - ведь никто даже близко не предполагал, что решение возглавить Олд Вик у меня созрело уже в 1999 году, на лондонской премьере “Красоты”...»

 
Не прерывая работы над кинопроектами, Спейси вот уже более 10 лет является успешным руководителем театра. Он начал в 2004 году с премьеры спектакля «Клоака», затем поставил Шекспира «Ричард II», после заручился поддержкой Роберта Альтмана, который оставил пьесу Артура Миллера…. Руководство театром принесло свои плоды: величайшим успехом в Европе стала постановка пьес любимого драматурга Спейси Юджина О’Нила, затем Дэвида Мамета и прочих современных авторов.
 
Спустя десятилетие в Олд Вике все билеты на премьеры сезона продаются за считанные минуты. Спейси не считает, что зрители идут посмотреть на него — напротив, в последнее время он играет не так много.
 

«Я бы не хотел, чтобы Олд Вик стали ассоциировать только со мной. Он должен стать местом для всех театралов. Я играю неплохие роли, но я не могу сыграть все!»

 
Карточный домик
 
В 2013 году маститый, мощный, еще более опытный Кевин Спейси принимает неожиданное предложение от интернет-студии фильмов Netflix на участие в создании ремейка сериала ВВС начала 1990-х годов про закулисные игры британского парламента.
 
Сценаристы переписали драму в политический триллер: «Карточный домик» был перенесен из Европы на Капитолийские холмы. А главную роль отводили Кевину Спейси, известному, кстати сказать, своей политической активностью.
 
До 2013 года Спейси появлялся в сериалах лишь на заре своей карьеры. Так что решение сыграть в телесериале было как гром среди ясного неба: актёр сам выбирал условия работы. Ему позволялось вносить свои изменения в сценарий, быть продюсером и фактически выступать со-режиссёром картины. Это всепоглощающее участие Кевина Спейси принесло ему номинации на самые престижные премии (Эмми, Золотой глобус).
 
В «Карточном домике» Спейси играет Фрэнсиса Андервуда, серого кардинала кабинета министров, сенатора, впоследствии второе лицо государства и, наконец, самого президента США. Фрэнсис по-маккиавеллиевски хитёр, расчётлив и безжалостен. Он политик от кончиков ушей до пяток; его стремления вскарабкаться на самую вершину пирамиды власти сродни необходимости дышать.
 
Несмотря на то, что он — подлец и не чурается самых грязных методов в борьбе за свое место под солнцем, Фрэнсис вызывает симпатию. Такую симпатию вызывают грубые и напористые лидеры; ими восхищаешься помимо желания — их темперамент, энергия, их воля к победе завораживают, как завораживают движения настоящего хищника.
 

«Господин Спейси всегда убедителен... В его жестокости нет ни грана игры или китча. Фрэнсис Андервуд смотрит в камеру взглядом, полным глубочайшего гнева, который питает его ироничный цинизм».
New York Times

 
Создать такого героя Спейси помог опыт шекспировских постановок. Недаром он раз за разом на лондонской сцене под гром оваций исполняет роль Ричарда III в исторических хрониках английского драматурга. При этом у него есть и своя леди Макбет: прекрасная Робин Райт, которая исполняет роль супруги, верной соратницы и лучшего друга.
 

«“Карточный домик” как его главный герой: умный, грубый, немного самовлюбленный и удивительно крутой».
Kansas City Star

 
Дуэт Спейси и Райт уже сейчас можно назвать самым мощным и ярким событием киножизни — в настоящий момент редко какие герои кинопар так дополняют друг друга. То, что начиналось как эксперимент (интернет-телевидение Netflix бросило вызов самым маститым американским студиям, снимающим сериалы), сегодня имеет продолжение.
 
В 2016 году готовится к выходу 4-й эпизод сериала, популярность которого по оценкам imdb и metacritics равна 9 из 10 звезд, что делает его одним из самых рейтинговых и ожидаемых телешоу наступающего года. Впрочем, Спейси, который в 2015 году наконец-то получил Золотой глобус к своим Оскарам за работу над Фрэнсисом Андервудом, останавливаться на достигнутом успехе не собирается.
 

«Я никогда не глажу себя по головке. Я вечно не удовлетворён, потому что стоит мне только почувствовать удовлетворение — как я тут же ищу подвох. Я не хочу быть спокойным и довольным. Я одержим своей работой, и считаю, что ее можно сделать лучше, и лучше, и лучше. Вы можете выиграть все награды Академии, вы можете быть на вершине своей профессии. Но всего этого... еще... не .... достаточно!»