Джоди Фостер



В 2013 году Джоди Фостер получила престижную награду — премию Сесиля Б. Де Милля на церемонии «Золотой глобус» за выдающийся вклад в киноискусство, став одной из самых молодых почётных обладателей этой награды.
 
Случай Джоди Фостер уникален: она на протяжении полувека находится в самом эпицентре киноиндустрии, умудряясь всегда быть актуальной, востребованной и любимой, при этом сохраняя status quo и оставаясь в стороне от громких скандалов, модных и сиюминутных увлечений.
 
Таксист
 
Джоди Фостер начала играть в 3 года — она снималась в рекламных роликах, детских шоу и передачах. Однако первая по-настоящему самостоятельная и зрелая роль досталась актрисе только в 12 лет. И была она сыграна далеко не в самом детском кино, а в фильме категории «16+».
 
Джоди Фостер исполнила роль малолетней проститутки в «Таксисте» Мартина Скорсезе (1976) — фильме, который был воспринят мировым киносообществом как явление двойственное и неоднозначное, обладающее при том высочайшей художественной ценностью.

 

 
«Таксист» вывел Скорсезе и его звёзд – Де Ниро и Фостер на новый уровень: именно после этой картины сложившийся дуэт режиссёра и актёра получил своё развитие, а в Джоди Фостер увидели не подростка, но сложившуюся талантливую драматическую актрису.
 
На съёмочной площадке и после, когда Фостер участвовала в презентациях фильма на фестивалях и пресс-показах, она очень вдумчиво и не по-детски серьёзно комментировала свою игру и выбранный ею (а не всегда режиссёром) ракурс:

 
«Тринадцатилетние знают всё о том, как сбегать из дому. По крайней мере, в теории. Другая актриса постаралась бы сыграть более женственно, вызывая сопереживание зрителей. Я же хотела, чтобы моя героиня выглядела как шлюха — несмотря на то, что она только что сбежавший из дома подросток. Люди больше сочувствуют детям, старающимся быть крутыми, нежели ранимым и слабым».
 
Если до «Таксиста» Фостер достаточно было просто «быть собой», играя в рекламах и детских картинах, то в фильме Мартина Скорсезе она впервые (по собственному заявлению) почувствовала, какая это серьёзная работа — быть актрисой. Самобытность и оригинальность юной актрисы оценила и Американская киноакадемия, включив Фостер в число номинантов на премию Оскар за лучшую женскую роль второго плана.
 
За «Таксистом» последовало еще несколько «сложных» подростковых ролей в фильмах «Багси Мэлоун» (английская пародия на гангстерские фильмы про Чикаго 1930-х годов), «Девочка, что живёт в конце улице» (социальная драма о подростке, отравившем мать и в одиночку справляющейся с жизнью в неблагополучном месте), «Лисы» (драма о четырёх девочках, сбежавших из дома).
 
Обвиняемые
 
Её героини конца 1970-х закрепили за актрисой образ мудрой, самостоятельной, сильной и отважной девочки-подростка. По мере взросления Джоди Фостер становилась острее и тоньше, постепенно превращалась в молодую женщину, одарённую внешностью скорее трагической, чем красивой.
 
Несмотря на то, что она регулярно снималась в фильмах как в США, так и в Европе, после окончания Йельского университета (1984, бакалавр литературы) Джоди Фостер сильно задумывалась над тем, продолжать ли дальше карьеру в кино — или же оставить это поприще и уйти в литературу.

 
«Моя репутация в кино в годы учёбы стала для меня своего рода тенью, укрытием, и мне это нравилось: не нужно было лишний раз представляться, кто я».
 
Переломным моментом в карьере актрисы стал выбор Фостер на роль Сары Тобиас в фильме Джонатана Каплана «Обвиняемые» (1988).

 
 
Каплан и студия первоначально делали фильм для Энди МакДауэлл, после её отказа рассматривали на роль в эту судебную драму о жертве изнасилования «новых» звёзд американского голубого экрана— Деми Мур, Бриджит Фонду, Линду Хамильтон, даже Мадонну…
 
Джоди Фостер совсем не входила в список кандидаток, которые «могут вызывать сочувствие и сопереживание» у зрителей, будучи жертвой — уж никак это не вязалось с её характером и с ролями, уже сыгранными на экране.

 
«Я понимала, что за героиню я должна сыграть — и не могла играть её так, чтобы вызывать жалость и сочувствие. Я очень переживала по этому поводу. Однако моё тело, мой голос, все моё существо противилось тому, чтобы выполнить требования режиссёра».
 
Однако же именно Фостер при поддержке остальных актеров, выбранных в фильм, удалось победить в кастинге и обойти в списке номинантов на премию Оскар за лучшую женскую роль непревзойденную Гленн Клоуз в «Опасных связях».
 
Созданная Фостер героиня — девушка с рабочих окраин, потенциальная жертва, громкая и неприятная, не вызывающая доверия и симпатии, — тем не менее, заставляет серьёзно задуматься над тем, что правосудие, равно как и милосердие, не должны быть продиктованы личной «красотой» или «праведностью» пострадавших.

 
«Когда я смотрела фильм, я думала «Это просто ужасно». Не фильм, нет — моя игра в нем. Были ощущения, что я просто не попадаю в тон: моя героиня слишком громкая, грубая… Ей нельзя верить, не то, что сочувствовать…»
 
Благодаря нетривиальному подходу Джоди Фостер к изображению жертвы фильм получил куда большее признание, чем рассчитывали его авторы. Незаметно прошедший на Берлинском фестивале, он вдруг обеспечил огромные сборы в США, впервые сделав темой кинематографа «изнасилование» как факт этический, нежели социальный или эстетический.

 
«К концу съёмок я чувствовала себя грязной. Мне было плохо, но этот опыт я должна была пережить…»
 
Выходом из начавшейся после работы в «Обвиняемых» депрессии стала работа над следующей картиной, которая не просто продолжила триумфальное возвращение Фостер в Голливуд, а открыла целую эпоху психологического триллера («Цвет ночи», «Основной инстинкт», «Никогда не разговаривай с незнакомцем»…), оставаясь эталоном жанра до сих пор.
 
Молчание ягнят
 
Когда сценарист картины Тед Талли работал над адаптацией романа Томаса Харриса «Молчание ягнят», в качестве главной героини, выпускницы академии ФБР, молодого агента, ведущего дело о серийном убийце-маньяке, мысленно представлял себе Джоди Фостер.
 
Однако с приходом в проект режиссёра Джонатана Демми главную роль прочили Мишель Пфайффер. К счастью, Пфайффер отказалась от роли, сославшись на то, что проект «Молчание ягнят» слишком жесток для неё. А Джоди Фостер с радостью стала работать над образом Клариссы Старлинг.

 
 
Она прошла специальный курс «молодого бойца» в ФБР, изучила способы работы агентов, распорядок дня, участвовала в ежедневных тренировках. По словам Демми, когда начались съёмки, Фостер в одночасье на площадке превращалась в Клариссу Старлинг — без всяких усилий или подготовки.
 
Впрочем, несмотря на восхищение Старлинг со стороны критиков, Фостер никогда не считала её уникальной или в чём-то сложной для воплощения. Напротив, в её исполнении культовая героиня самого страшного психологического триллера столетия  — обычная, тихая девушка, которая прячет личные страхи и борется всеми силами с …собой.

 
«Мне нравятся фильмы про преодоление страха и испытания… Если говорить про женские истории, они на 95 процентов будут состоять из опыта жертвы и того, как женщина преодолела себя и свой страх. И выжила. Если играть всё время восхитительных идиоток, я предам то, откуда я родом. Женщины не были во Вьетнаме. Они не Рембо. Вот почему «Молчание» по-настоящему великое произведение: он вроде бы ни о каких подвигах не рассказывает, однако показывает настоящую женщину-героиню. Это не про стероиды и не про мышцы, а про использование собственного интеллекта и реакции, чтобы победить зло».
 
«Молчание ягнят» заслуженно взял многие награды. Щедро были одарены вниманием и премиями и главные исполнители: Энтони Хопкинс и Джоди Фостер. Их дуэт был назван одним из самых удивительно сильных и «тёмных» актёрских дуэтов своего времени. После, когда Хопкинс вспоминал работу с Фостер, он неизменно отмечал, что

 
«Джоди Фостер за всю свою карьеру сыграла столько потрясающих ролей, что она абсолютно недосягаема. Никто не в силах догнать её».
 
Одновременно с работой над «Молчанием ягнят» Фостер впервые пробовала себя в качестве режиссёра. Она сняла социальную трагикомедию «Маленький человек Тейт» (1991). История, во многом биографическая, снискала положительные отзывы критиков, а Фостер воплотила мечту — быть одновременно по обе стороны от камеры.

 
«Я люблю снимать фильмы не потому, что я люблю играть — я снимаю фильмы, потому что мне нравится снимать фильмы и быть частью этого процесса. И Я думаю, что я была бы так же счастлива, если бы я работала звуковиком или помощником осветителя — для меня это в какой-то степени одинаково. Я просто огромный кинофанат!»
 
В следующее десятилетие Фостер, будучи огромным «кинофанатом», сыграла в самых разных по жанру и проблематике картинах — среди них были и удачные костюмированные мелодрамы и комедии типа «Маверик» (первая совместная работа с Мэлом Гиббсоном), «Соммерсби», «Анна и Король», научно-фантастический «Контакт» и несколько лент собственного производства.
 
Нелл
 
Третья номинация на Оскара в категории «лучшая актриса» была присуждена Фостер за первый фильм, который был спродюсирован на её собственной студии. Джоди выкупила права на пьесу «Идиоглоссия» Марка Хандли, которая легла в основу сценария картины «Нелл» (1994). Нашла режиссёра Майкла Аптеда и пригласила на главные роли Лиама Нисона и Наташу Ричардсон.

 
«Для меня единственным условием взять кого-то в проект выступает искренний интерес актёра или режиссёра к этому проекту. Лиам не побоялся быть нежным и чувствительным. А Наташа настолько умна и ранима, что не нужно прибегать к каким-то ухищрениям, чтобы передать это на экране».
 
Джоди Фостер сыграла саму Нелл, живущую с недееспособной матерью где-то в Северной Каролине. Нелл ведёт хозяйство, вполне может вступать в коммуникацию — но на собственном языке, который представляет собой набор из речеподобных звукосочетаний, песен и бессловесного танца.
 

Поначалу Фостер была в абсолютной растерянности — не понимая, как именно можно сыграть то, что ей так понравилось в книге и в сценарии.
 
Образ её героини не предполагал ни стандартных решений, ни стандарных же актёрских ухищрений, меняющих внешность — макияжа, костюмов, причесок. Почти всё, что делала на площадке Фостер, было импровизацией: она буквально всем телом реагировала на реплики и движения партнёров по фильму. К концу ленты зрители (несмотря на непонятный язык Нелл) прекрасно понимали, о чём говорит Нелл:

 
«Вдруг я поняла, что мне нужно быть эмоционально открытой: Нелл всю жизнь была предоставлена сама себе и единственная связь ее с окружающим миром – чистые эмоции».
 
Несмотря на оригинальную форму, Джоди Фостер осталась верной себе в плане выбора темы для картины:

 
«Чуждость и инородность — слова, значащие много для меня. Я всегда изображала героев, жизнью которых не могла бы жить. Людей, которые выжили и не позволили миру изменить себя. Этот фильм должен вдохновить зрителей на то, что если у Нелл хватило сил быть собой — может быть, и у них хватит смелости принять свою инородность этому миру».
 
Комната страха
 
В конце 1990-х Джоди Фостер стала сниматься с меньшей интенсивностью — она с большой охотой стала посвящать себя детям и дому, отвечая на выпады критиков о том, что зрители все реже видят её:

 
«Когда я работаю, мне сложно даётся обыденная жизнь — дети, собаки, кошки, дом… Я становлюсь одинокой. Мне требуется время, чтобы выйти из этого состояния».
 
Однако 2000-е обозначили новую эпоху в её творчестве. Если до этого Джоди Фостер с удовольствием играла в независимом кино, то новое тысячелетие стало временем блокбастеров и вернуло её на пик популярности.
 
Первой ласточкой была картина «Комната страха» (2002), в которую Фостер попала по чистой случайности. Уже 10 дней Дэвид Финчер вел съёмки фильма, в котором главную роль играла Николь Кидман, как вдруг актриса вынуждена была покинуть проект из-за травмы.
 
Чтобы не останавливать производство и не закрывать съёмки, Финчер в срочном порядке начал поиски замены. В это время Фостер как раз оказалась свободна — её желание поработать с Дэвидом Финчером совпало с его необходимостью иметь звезду первой величины в составе исполнителей.
 
«Комната страха» собрала 30 млн в первый уикенд проката и до сих пор считается одной из самых прибыльных работ Фостер. Впрочем, сама Фостер отмечала, что её привлекла помимо работы с Финчером возможность воплотить на экране такой типаж, которого она до этого времени не играла.
 
Её героиня абсолютно потеряна: она только что прошла через горькую процедуру развода с человеком, который и старше, и богаче её. И находится в состоянии поиска себя… или возвращения своего достоинства. Она в буквальном смысле в панике. И вот она попадает в дом, в котором ей инстинктивно совершенно не хочется жить — но обстоятельства таковы, что она должна делать то, чего ей не хочется.

 
 
Конечно, этот портрет был несколько видоизменён Джоди. Как бы сильно она ни старалась изобразить обычную слабую женщину, её героиня всё же полна удивительной силы. Критики аплодировали ей, перечисляя достоинства её завораживающей игры:

 
«В ней есть бесстрашие, ум и твердость стали, и когда все другие доводы исчерпаны, она по-прежнему может молниеносно действовать — как настоящий гроссмейстер, вскрывая одну линию атаки внутри другой».
Роджер Эберт, Chicago Sun Times.
 
Отважная
 
После успеха «Комнаты страха» Джоди Фостер стала сниматься почти ежегодно. Один за другим вышли её новые коммерчески успешные проекты — «План полёта» (2005), «Не пойман — не вор» (2006), «Отважная» (2007), «Остров Ним» (2008).  Но участие в блокбастерах вовсе не стало для Фостер шагом в сторону упрощения и  собственной игры. Джоди Фостер оставалась верной себе и выбирала сложные сценарии и сложные этические коллизии, которые должны были преодолевать ее героини.

 
«Мне нравятся фильмы, в которых нужно делать выбор. Заставлять себя отстаивать своё мнение. Решаться».
 
Так, фильм Нейла Джордана «Отважная» (2007) многие критики сравнивали с «Таксистом», говоря о том, что героиня Джоди Фостер — это Тревис Бикл 21 века.

 
 
В картине молодая радиоведущая оказывается свидетельницей убийства своего возлюбленного и жертвой насилия. Она черпает в ненависти к случайным убийцам силы, чтобы восстановиться после ужасного события. И делает месть смыслом собственного существования.

 
«Большинство людей боятся темных сторон своей личности. Джоди Фостер — наоборот».
Теренс Ховард
 
Будучи втянутой в полемику по поводу трактовки образа своей героини, Фостер замечала, что никогда нажатие на курок не может быть решением ни одной проблемы. Если Бикл был эмоционально несдержанным и не отдавал себе отчёт в том, что делает — героиня «Отважной» прекрасно представляет, как она меняется, что делает и к чему могут привести её поступки.

 
«Моя героиня – в чем-то абсолютно женский характер в этом традиционно мужском жанре».
 
В 2009 году она снова в статусе режиссера приступила к работе над фильмом «Бобёр», в котором главную роль дала давнему другу и партнёру по «Маверику» Мэлу Гиббсону. Из-за проблем с пост-производством, вызванных скандалами вокруг фигуры главного актера — Мэла Гиббсона — фильм довольно долго искал свою дорогу к зрителю. И вышел в прокат только в  2011 году.
 
Фостер сняла историю про человека, который переживает глубочайшую депрессию и находит из неё выход с помощью ручной куклы – бобра. Бобёр — альтер-эго главного персонажа, которого играет Гиббсон. Балансируя между комедией, трагедией, фантастикой и драмой, фильм представляет собой довольно тяжёлое эмоциональное зрелище.
 
Впрочем, Фостер никогда и не скрывала, что и этот её фильм совсем не для всех:

 
«Я понимаю, что это фильм не для всех. У него очень необычный сюжет. И он снят в очень необычной манере, которую не все воспримут — вот почему у фильма небольшой прокат».
 
Третья по счёту режиссёрская работа не принесла большой прибыли — 1 млн долларов за первый уикенд, однако поставила Фостер в ряд необычных независимых американских режиссеров.
 
Элизиум: Рай не на земле
 
В 2013 году на экраны вышел научно-фантастический фильм Нейла Бломкампа «Элизиум», где Джоди Фостер сыграла в паре с Мэттом Дэймоном. Антиутопия южноафриканского режиссёра получила не самые лестные отзывы — на это были свои причины: ленту обвиняли во вторичности, преемственности «Звездного пути», повторяемости, безыдейности и выхолощенности.

 
 
Бломкамп, получивший известность остросоциальной драмой «Девятый район», пошёл дальше в осмыслении противостояния «богатых и бедных», пытаясь создать аллегорию сегодняшнего мира в «Элизиуме». В фильме два центра, олицетворением которых являются Джоди Фостер и ее антипод, Мэтт Дэймон. Фостер играет богатую, влиятельную, одержимую властью и идеей собственного величия Делакур. Её правда в том, чтобы защитить элитарный рай Элизиума и не допустить вторжения мигрантов (один из них – Дэймон).
 
Она не задаётся сложными вопросами и не мучается проблемой выбора: впервые героиня Фостер плоска и прямолинейна. Объясняется это во многом изъянами сценария — изначально на месте Фостер должен был быть мужчина, однако Бломкамп решил переписать образ и пригласить Фостер на роль секретаря безопасности утопического “Элизиума”. А во многом и особенностями режиссуры и работы Бломкампа с актёрами: ему не нужны были глубокие трактовки и драматическая игра одной из лучших трагических актрис современности.

 
«Мне очень повезло, — сказал Бломкамп,  я подобрал правильных людей. Они облегчали мне работу, потому что делали в точности то, о чем я их просил и не было никаких с их стороны претензий или попыток что-то навязать мне».
 
Бломкампу нужна была её техничность и чёткость, о которой Фостер неоднократно говорила как о сильной стороне собственной натуры:

 
«Я технична. Я читаю диалоги и играю сцены, прописанные в сценарии. Любой актёр, который долгое время играет в кино, знает, куда встать и как говорить. Я – всего лишь член команды. Как осветитель или техник».
 
С этой точки зрения «Элизиум» можно считать удачным проектом, который если и не принёс большого удовлетворения и не добавил популярности своим звёздам, то по крайней мере пополнил копилку их жанров. Дэймон выложился как никто другой в роли анти-героя, а Фостер – она просто заполняла собой пустоту рая не на земле.

 
«Вы привносите свою жизнь, жесты, выражения — весь этот свой скарб в свою игру — так вас видят на экране зрители. Это ваш персонаж и всегда немного вы сами. Я не понимаю почему, но зрители верят моим героям. Не важно, кого именно я играю».